Добавлено:

Островок православия на земле Антарктиды

 Сначала у испытателя парашютов Петра Задирова было чудесное спасение во время неудачного прыжка. Вот как он сам об этом вспоминает: «Каждый год 12 февраля я отмечаю свое второе рождение… В тот день меня попросили провести проверку парашюта на запредельно малой высоте – 800 метров. (Перед этим в такой же ситуации погиб мой друг – не сработала система). При прыжке у меня, также, как за неделю до этого у моего друга, произошел отказ основного парашюта. Когда я начал отстегивать его, чтоб раскрыть запасной, замки тоже отказали – произошло оледенение. Попытка отогреть крепление заняла слишком много времени – второй парашют раскрылся, но не успел заполниться воздухом… Меня спас огромный сугроб – я отделался лишь повреждением бедра…»
 Потом был вещий сон о свершившемся чуде, где его глубоко верующая мама расстелила на месте падения оренбургский пуховый платок, спасший жизнь ее сыну. А потом осмысление случившегося и понимание, что именно сила постоянной материнской молитвы предотвратила трагический финал. Так постепенно пришел к вере и поставил целью жизни в память о матери, старушках-проповедницах, много лет проведших на Соловках за религиозные убеждения и всех ушедших в мир иной жителях села в своем родном Новоникольском Оренбургской области возвести храм на месте разрушенного в тридцатые годы Казанского собора. А до этого жизнь Петра Ивановича была связана с испытанием парашютов, а также сбрасыванием грузов с самолетов в недоступные другим видам транспорта места земного шара. Причем целых тринадцать лет было отдано Арктике и Антарктиде, где часто трудиться приходилось в условиях наступающей полярной ночи при чрезвычайно низких температурах...
 Проект храма Казанской Божьей Матери разработал знакомый архитектор из Барнаула Петр Анисифоров. Культовое сооружение из местного красного кирпича гармонично вписывалось в окружающие оренбургские степи. Конечно, как и при всяком благом деле, на пути встретилось неисчислимое множество трудностей. Все они были преодолены кропотливым ежедневным трудом и неустанными молитвами. И новое чудо произошло – 25 декабря 1999 года за несколько дней до наступления нового столетия храм был освящен, и окрестности Новоникольского огласились колокольным звоном.
 На освящении присутствовал старинный товарищ по полярным странствиям Валерий Лукин, который тут же высказал Петру Задирову предложение о возведении православной часовни на одной из российских антарктических станций в память о погибших здесь ученых из России, Украины и других стран СНГ. Этот вопрос уже поднимался начальником Российской антарктической экспедиции Валерием Владимировичем Лукиным на встрече с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в марте 1999 года и сразу же получил принципиальное согласие Святейшего. При этом глава Русского Православия уточнил, что надо поставить не часовню, а настоящий православный храм, который стал бы символом России на шестом континенте.
 Дело оставалось за спонсором. И через несколько месяцев Валерий Лукин предложил провести это почетное и угодное Богу мероприятие председателю совета директоров «Антекс–Полюс Холдинга» Петру Задирову. Принято решение обратиться за благословением к Патриарху, которое и состоялось в июле 2000 года. При благословении Святейший выбрал один из пяти предложенных проектов и издал указ о приписании возводимого в Антарктиде храма Святой Троицы к Патриаршему подворью.
 Потом в алтайском селе Кызыл Азек под руководством уже известного архитектора Петра Анисифорова бригадой плотников Кирилла Хромова началось изготовление сруба этого деревянного сооружения. Существенную помощь в финансировании проекта Петру Задирову оказал его друг Александр Кравцов, председатель совета директоров группы компаний «Руян», выделивший первый взнос на строительство.
 Затем в январе 2002 года по благословению Алексия II на станцию Беллинсгаузен для освящения места под строительство храма на самолете была направлена группа священников во главе с игуменом Георгием. Осенью 2003 года комплект деревянного культового сооружения из кедра и лиственницы, переданный Петром Задировым в дар Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, был доставлен через Польшу в Калининград для погрузки на теплоход «Академик Вавилов», везущий на шестой континент зимовочный состав 49-й Российской Антарктической экспедиции. Директор института океанологии РАН Сергей Сергеевич Лаппо обязался доставить груз в Антарктиду. Вместе с зимовщиками отплыл и о. Каллистрат, направленный настоятелем Троице-Сергиевой Лавры владыкой Феогностом для сопровождения груза, общий вес которого, включая рабочую одежду, инструмент и все комплектующие, составил более ста тонн.
 В декабре 2003 года «Академик Вавилов» бросил якорь в бухте Ардли антарктического острова Кинг-Джордж. А через два месяца напряженного труда храм был построен и освящен прибывшей для этого православной делегацией во главе с епископом Феогностом. Существенную помощь при доставке делегации оказал Европейский трастовый банк во главе с православным христианином Андреем Крысиным. К этому же времени на станцию Беллинсгаузен были доставлены и колокола, отлитые русским патриотом Кристофером Муравьевым-Апостолом, жителем Швейцарии, потомком известного декабриста.
 15 февраля, в День Сретения Господня, окрестности острова Кинг-Джордж были оглашены русскими колокольными звонами. На процедуру освящения храма Святой Троицы на Беллинсгаузен съехались зимовщики со множества окрестных станций. Священнодействие завораживало иностранцев, ничего подобного не видевших у себя на родине. Видимая с моря за тридцать километров русская православная святыня стала ярким символом величия России на этом отдаленном от цивилизации участке суши…
 А Петр Иванович Задиров, используя свой опыт по возведению подобных сооружений, сейчас занимается строительством точно такой же деревянной церкви на валдайском озере Ужин. В мае этого года предполагается ее освящение. А с первого сентября здесь же, на землях Валдайского национального парка, рядом с резиденцией Президента России должен открыть двери православный Лицей-интернат. Учредителями этого учебного заведения являются: Северо-Западная Академия государственной службы при Президенте России, Свято-Троицкая Сергиева Лавра и компания «Антэкс-Полюс Холдинг». Выпускные экзамены одновременно будут вступительными в Северо-Западную Академию государственной службы при Президенте России. В программу обучения будет включено обязательное посещение богослужений в данном храме.
 В Лицей принимаются на конкурсной основе мальчики 13–16 лет независимо от места жительства. Необходимым условием зачисления юноши является его готовность разделять принципы православного мировоззрения, наличие совершенного в отношении него таинства крещения Русской Православной Церкви, его готовность соблюдать православные обряды.

Вячеслав ШАЛАГИНОВ

от 25.04.2024 Раздел: Апрель 2006 Просмотров: 704
Всего комментариев: 0
avatar