Добавлено: 18.05.2020

Победила жизнь! Победил Христос!

Беседа с митрополитом Вениамином (Пушкарем) о Великой Отечественной войне и Победе русского народа


– Христос Воскресе! Дорогой Владыка, сердечно поздравляем Вас со Светлым Христовым Воскресением и с наступившим 75-летием Великой Победы русского народа над фашизмом!

Дорогой Владыка, как Вы думаете, почему русский народ победил и какое значение для России имеет Победа в Великой Отечественной войне?


Владыка Вениамин: Воистину Воскресе Христос! С Праздником, дорогие мои!

Россия победила. Победила жизнь. Победил Христос. Победа над фашизмом случилась на Пасху. В День Великомученика Георгия Победоносца. Тогда наша армия вошла в сердце Берлина, враг был сломлен и разбит окончательно. Победу земную Господь даровал русскому народу в великий День Своей Небесной Победы.

И хотя мы много грешили, однако Всемогущий Бог не отвратил Своего милующего и прощающего Лика от нашей Отчизны. Ведь эта Победа –действительно чудо Божие. Господь вдохновлял на победы наших воинов и весь русский народ. А немецкие генералы, имевшие большой военный опыт и хорошую выучку, допускали порой самые нелепые ошибки. Господь помутил разум фашистским захватчикам.

А какой грозной была японская армия, которая стояла у наших границ, намереваясь поддержать фашистов, напасть на Русь с Дальнего Востока! И эту силу одолел наш русский советский солдат, одолел весь народ, вдохновленный Богом на подвиг за други своя, за свое родное Отечество.

В 1917 году Россия утратила свой христианский идеал, немало людей отказались от Христа. Возобладало богоборчество. Но русский народ в своей основе сохранял веру в Бога. Сколько было тех, кто пошел на смерть, свидетельствуя свою преданность Христу! Кровью православных людей, наших святых Новомучеников, святого Царя Мученика Николая и его Семьи, Россия устояла в страшных вихрях и бурях Гражданской войны, и с Божьей помощью она выстояла в Великой Отечественной войне. Вспомните, как обратился в первые дни войны Иосиф Виссарионович Сталин к русскому, советскому народу. С христианским призывом: «Братья и сестры!». Он призвал всех как один встать на защиту своей Родины. Забыты были на время революционные лозунги: «Пролетарии всех стран объединяйтесь», так как многовековая Русь стояла тогда перед выбором: быть России, или не быть.

Война проходила не под революционными лозунгами Интернационала. Наш народ воевал в то время под вдохновенный патриотический гимн: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой... Идет война народная, священная война!» Это была война народная, священная война. Да, у многих сынов России тогда в кармане при сердце был партийный билет, но в глубине русского сердца русский воин все-таки оставался православным, потомком наших святых, великих воинов-богатырей, православных героев-предков, от которых питался духовно.

Русский народ поднялся на защиту своего любимого Отечества от полчищ фашистских захватчиков. Проснулась русская душа от тяжелой спячки безбожия, вспомнились ей великие наши русские полководцы: святой Александр Невский, святой Димитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов и многие другие. Вдохновился русский народ силой своих храбрых предков и с Божией помощью разбил врага.
Господь отвернул Свой милующий Лик от фашизма и повернул Его к России, именуемой тогда Советским Союзом.

Сегодня в прессе появляются различные, даже противоречивые, взгляды на события Второй мировой войны, но мы утверждаем, что победили в этой войне не идеи фашизма и коммунизма, но дух русского народа, история которого не 24 года советской власти от 1917 года до 1941-го – начала войны, а тысячелетний период от Крещения Руси в великой купели Днепра.

Победа в этой войне прежде всего обязывает нас жить по вечным Божиим законам добра и любви, сеять в своей жизни все доброе, вечное, бороться со злом и с Божией помощью побеждать его. И чтобы все жили во Христе Господе нашем.

– Ваше Высокопреосвященство, Вам было шесть лет, когда Вы стали свидетелем того, как наш народ, дальневосточники ликовали, узнав о Победе над фашистами. Вы помните ту великую радость, которая охватила тогда всех...

Как коснулась война Вас и Вашей семьи?


Владыка Вениамин: Я помню, как отец уходил на фронт. Он меня разбудил ночью, прощаясь со мной. Мне тогда около трех лет было.

Мой отец прошел войну шофером, возил 100-миллиметровый миномет. Не даром у него фамилия Пушкарь. Однажды получил ранение осколком в бедро. Офицер, который сидел рядом, погиб. А отец выжил. Думаю, что благодаря молитвам моей мамы. Я видел, как во время войны мама стояла по ночам перед образами. Молилась, плакала.

Мы, трое братьев, с матерью росли, пока шла война. Старший брат – Александр, ему было 12 лет, он уже был хозяином. Средний – Василий. Я – самый младший.

Часто мы с семьей, с братьями и мамой, стояли у круглого репродуктора с картонным сердечником и слушали радиопередачи, которые передавал известный диктор Левитан. Он говорил об обстановке на фронтах войны, о том, как идет наступление или отступление, что где-то разбиты фашисты и они отступают, бросают технику…
Мы слушаем Левитана. Конечно, мама стоит и плачет. Мы же трое здесь стоим возле нее, а папа на фронте. Конечно, и мы тоже слезинки пускали. Во всех семьях так было. И, что наша семья, всего трое детей с мамой! А ведь были семьи по восемь, по девять детей. Были семьи, где даже с голоду умирали. Нелегко было это все. Четыре года шла война. Весь тыл работал на Победу. Мама уходила на сутки, в воинском госпитале работала. Мы выживали, благодаря коровке. Ждали возвращения отца с фронта. Часто стояли у репродуктора…

Но вот пришла Победа, радость пришла. Помню, как узнали мы о Победе. А это была Пасха. Все тогда на улицу выбежали. Все радовались, кричали: «Победа!» Такая радость была великая. Две победы сразу: Христос Воскресе и фашист разбит. Потом и отец вернулся с фронта. Мне он тогда привез подарок – трофейную губную гармошку. Мы с братьями все на ней играли, и она быстро сломалась...

О войне отец нам мало говорил, тяжело было вспоминать. Но однажды он рассказал нам. В минометных войсках, где он служил, закончились мины, а немец наступал. Отца послали за минами. Возвращаясь с полной машиной мин, его заметил немецкий «Мессершмитт» и начал бомбить. Бомбы падали слева и справа. И все это на глазах наших солдат. Защиты не было, полуторка плохо слушалась. И тогда взмолился отец, вспоминая своего сына Василия, который недавно чудом исцелился от болезни. И сказал себе: «Если Вася жив, то и я буду жить». И выжил. На возвышенность поднялась наша самоходная пушка, которая отогнала вражеский самолет. А командир части сказал: «Ну, Макарыч, если бы ты был коммунистом, то похлопотал бы тебе орден. А так – только медаль «За отвагу».

– Дорогой Владыка, что Вам запомнилось, когда в августе 1945 года началась война на Дальнем Востоке с Японией?

Владыка Вениамин: Недолго была радость победы над Германией, вскоре опять наступили мрачные дни, началась война с Японией. Помню, как плакали жены офицеров. Только тут ликовали, и вот мобилизация, война с Японией объявляется.

Мы до возвращения в 1946 году моего отца с советско-германского фронта, жили в селе Хороль, что недалеко от озера Ханка. Рядом граница с Китаем. Тогда китайская Маньчжурия была занята японцами, которые образовали там марионеточное государство Маньчжоу-го.

Мы мальчишки видели, как через Хороль перебрасывали к границе наши войска. Шли отряды: на конях офицеры, а солдаты пешим порядком с шинелями в скатку, с винтовками. Идут, идут, идут… Я сижу на крыше веранды нашего дома. Сначала считал, сколько солдат прошло, потом устал и перестал считать. Идут солдатики. Полдня шли. Тогда ж техника не такая была, как сейчас у нас. Студэбеккеры помню. А возле Хороля танкетки или самоходные пушки крутились, вертелись и стреляли все время по целям. Когда стрельба затихла, мы пошли с мальчишками в сопки за село и собирали снаряды, которые полностью не разорвались. Кидали их потом в костер. Был фейерверк такой, что мы прятались, в блиндажах, нарытых неподалеку. Земля дрожала от взрывов.

Помню, как копали большие ямы, чтобы туда сливать воду. Всех тогда заставляли это делать. Мы, ребятишки, мама, копали эти ямы. Выкопали и там вода стояла. Это на случай, если будут бросать зажигательные бомбы. Японские самолеты тогда проходили через границу. Японская армия стояла рядом, в Маньчжурии. Вот они и залетали, нередко сбрасывали бомбы зажигательные.

Был случай, когда японский самолет пикировал на наш корабль, который стоял в Золотом Роге во Владивостоке. У японцев были смертники, камикадзе. И летчик-камикадзе шел на столкновение, но его в воздухе сбили. Он не долетел до нашего корабля.

Война с Японией началась в августе. И уже в сентябре закончилась победой нашей армии. Наши воины возвращались с фронта, привозили разные трофеи, подарки… Я шапку, помню, японскую носил. И босиком при том ходил. Помню японские галеты с красненькими конфеточками, которыми снабжали японскую армию. Нас, детей, угощали наши солдаты.

Видели пленных. Это уже, когда отец с фронта вернулся и мы переехали во Владивосток. Пленных много. Я жестами даже разговаривал с пленными японцами. Они на кирпичном заводе на станции Угольной работали. А мы шли в школу и всегда встречались с ними. Тех, кто мирно себя вел, отпускали по одиночке, они коренья какие-то искали. Со школы шел я как-то с ребятами, а неподалеку один пленный корни лопуха собирал. Вот он насобирал корней, а мы так удивленно смотрим. А он нам показывает: «Во!», – и большой палец вверх. Вот, мол, какая красота, смотрите и тоже кушайте. А тогда у нас голодовка, конечно, была, особенно после войны…

В другой раз, идем со школы. Было шесть уроков или четыре. Идем и остановились, смотрим, пленные японцы работают. Мост там был плоховатый и они ремонтировали его. А один повар-японец на полянке у костра разделывает тушу какую-то. Мы подошли, а там собачья кожа. «Фу!» – мы стали выражать свое недовольство. А повар смеется и показывает: «Эх, во!». Собак они едят…

А как-то мы шли через поля, на которых под охраной работали пленные японцы. И мы услышали выстрел. А это японец побежал без разрешения, сорвать вилок капусты. Прямо с отряда выбежал. И ему стрельнули в ногу. А мы недалеко были. И видим, его несут уже на руках сами же японцы, а он стонет. Такая строгость была.
А потом я помню, когда их освободили. Мы жили в воинской части, и железная дорога недалеко проходила. Это был 29-й километр от Владивостока. И японцы в телятных вагонах ехали. Березами украсили вагоны. Поезд шел в Маньчжурию. На Гродеково их везли, и там, через эту пограничную станцию, они отправлялись в Маньчжурию, потом – в Порт-Артур. И через Порт-Артур морем возвращались домой. Радостные были. Мы с ребятишками купались и смотрели, как этот поезд проходил. Они только с Владивостока выехали. Некоторые наши ребята свистели, кулаки показывали. А я им рукой помахал. А они нам махали, радостные такие.

С востока до Урала по России трудились пленные японцы. А с Запада до Урала немцы пленные были. Японцы ведь договаривались с Гитлером, что помогут захватить Россию, но только чтобы до Урала им отдали Сибирь…

– Ваше Высокопреосвященство, как Вы встретили 75-летие нашей Великой Победы?

Владыка Вениамин: Прежде всего, молился. Помните песню «Журавли»? Там есть такие слова: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то. А превратились в белых журавлей…» Я думаю, что так оно и есть. Души их, наших воинов Господь принял на небо. Это не значит, что все они стали святыми. Но тем не менее, есть такое мнение, что погибающий на войне за Отчизну, за Святую Русь, святое дело совершает.

Русский народ победил в страшной войне. Защитил добро, любовь и мир на земле. В этот День особо нужна была молитва. Крепкая, теплая молитва с верой в то, что все, не вернувшиеся с кровавых полей, живы. Нужна молитва с просьбой Господу, чтобы Господь простил им согрешения вольные и невольные. И вселил их в селения праведных.

В эти пасхальные дни наши молитвы были особо пасхальными радостными в надежде встречи с нашими сынами, отцами, дедами во Всеобщее Воскресение.

Конечно, многие в этот день сильно расстраивались из-за того, что пришлось сидеть дома, находиться в изоляции. Но ведь дух наш не изолируешь. Можно изолировать тело, но не дух. Как говорит апостол Павел: «Слово Божие не вяжется». Дух не вяжется, не закрывается никакими масками. Дух свободен, его не изолируешь. Нельзя изолировать нашу русскую душу, наш русский народ – мы едины в своем духе. Все мы в этот праздник особо общались духовно, не смотря на всякие коронавирусы. Общались и едиными устами, единым сердцем прославляли наших героев. Мы молились Господу, чтобы Господь помиловал и Россию нашу, и всех нас.

У меня в сердце очень много песнопений, которыми можно прославить наших героев. От всей души в благодарности Богу в День Победы мы пели православную песнь Христу.

Перед Образом Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Божией Матери с зажженной лампадочкой и в кадильных ароматах ладана совершил литию, заупокойное богослужение о всех братьях, всех почивших на этой войне. В День Победы я молился в монастыре и поминал всех погибших во Славу Божию, во Славу России, ради того, чтобы все мы жили, чтобы жили наши братья и сестры России и всего мира. Духом мы все едины с нашей Родиной, мы благодарны нашим воинам-героям за их жертвенную любовь к России.
Погибшим воинам-героям, душам их не нужны чрезмерные слова, а прежде всего – молитва. Помолимся и сейчас о наших героях. Они выполнили заповедь Христа Спасителя: «Нет больше той любви, если кто жизнь отдаст за други своя». И они отдали, принесли на алтарь Победы. Может быть, нет сейчас той смелости у нас, какая была у них, защищавших нас, чтобы мы жили. Они бросались под танки со связками гранат, они шли на врага навстречу смерти.

Праздник Победы – это благоприятный день для молитвы. Всем, всем и даже незнающим Бога, надо взывать к Богу с покаянным чувством и с чувством благодарности за Победу и за то, что мы еще живы.

– Дорогой Владыка, сейчас наш народ вновь находится на войне. Эта новая война называется гибридной. В этой войне используются не только обыкновенные военные средства уничтожения, но и информационное оружие, бактериологическое… Как нам, русскому народу, против которого сегодня ведется суровая война, выстоять и победить? Что бы Вы пожелали всем нам, всему нашему народу?

Владыка Вениамин: Нужно особо молиться сейчас. Мы действительно находимся на военном положении, да при том в опасной стратегической позиции. Сейчас ни один, а много бесовских Гитлеров идут на Русь Святую. И потому война наша не против плоти и крови, против духов злобы поднебесной. На этой очень долгой духовной войне дьявол борется с Богом, а поле борьбы сердца и души человеческие. Сегодня, как и всегда, перед нами стоит гамлетовский вопрос: быть или не быть. С Богом нам быть, или без Бога – с дьяволом и всеми его бесовскими слугами. Так станем же, братья и сестры, все вместе, как один, в Бессмертный российский полк! И мертвые, и живые. И соединимся с Бессмертным полком всех святых, в земле российской просиявших. Против адского зла, движущегося на нас, на Русь Православную. Постоим же за себя, за наших отцов и матерей, за всю Россию, чтобы нам не стать рабами всемирных злых сил, чтобы быть духовно свободными и не сделаться заключенными во всемирном адском цифровом лагере во главе с антихристом! Проявим же духовное мужество и духовную храбрость даже до смерти, если нужно умереть за торжество добра, как наши братья умирали, как умер за нас Христос! И если мы все будем с Богом, то кто против нас? За нами будет духовная всемирная победа.

Поздравляю всех с Праздником Победы! Христос Воскресе, братья и сестры! А если Он Воскрес, то и мы все, мертвые и живые, любящие Бога, воскреснем для вечной с Богом жизни.

Беседу с митрополитом
Вениамином (Пушкарем) вел
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 20.04.2024 Раздел: Май 2020 Просмотров: 916
Всего комментариев: 0
avatar