Добавлено: 04.11.2022

Почему началась война

Проповедь наместника Святогорской Свято-Успенской Лавры митрополита Арсения (Яковенко)

Сегодня, братья и сестры, многие ввиду теперешних обстоятельств стараются обвиноватить всех, кто бы им на дороге ни попался, все виноваты в их несчастье: государство, политика, экономика, Америка, Патриарх. Кто там еще виноватый? Все виноваты. А внутрь себя мы забыли заглянуть? Да мы виноваты в этом безумии, что сейчас делается, каждый из нас. Грехами своими мы привлекли эту беду.

Сейчас много людей погибает. А разве меньше людей, братья и сестры, погибало через безбожие, через отступление от Бога. Мало того, по телевизору даже некоторые артисты надсмеивались на Богом, над Церковью, и тысячный зал, глядя подчас выступления «95-го квартала», сидел ухохатывался. Весь зал, когда они показывали в каком-то виде Церковь, священнослужителей. Было такое? Было. Смеялись, надсмехались над святыней. Над святыней своей веры. Наши бы бабушки и полслова этой грязи слушать не стали. Это же наследие того коммунистического безбожного прошлого, от которого, казалось бы, так отрекались.

Дети погибают, страшно. А сколько абортов сделали? Не страшно? И не только матери виноваты, которые делали аборты. И законы государственные, которые в норму жизни это возвели, и врачи, которые подчас даже сами уговаривали делать аборты и участвовали в детоубийстве. И мужья, и подчас матери и отцы, которые говорили: да, двое деток есть и хватит, этот уже лишний. Некоторые даже на исповеди дерзали говорить: «А что, мне надо было нищих по свету плодить?» Я такую исповедь слышал однажды. Ни осознания даже того, что убили ребеночка, которого Господь дал, душу живую. Думали, это будет так? Кровь этих младенцев не будет вопиять к отмщению?

Я не буду, братья и сестры, говорить вновь и вновь о примерах греховной жизни и забвения постов, и пьянства, и наркомании. Знаете, когда-то пришлось быть в одном областном центре на большом городском кладбище. Я с удивлением увидел множество памятников, могил, где совсем молодые юноши, девушки были похоронены. И я у кладбищенского батюшки, который служил там, удивившись, спросил: «Батюшка, а что столько молодежи-то на кладбище похоронено?» «Да кто по пьянке на машине разбился, а кто от передозировки наркотиков, а очень многие и самоубийством покончили». Это в те времена, о которых мы говорим, что они были благополучные, мирные и счастливые. И мы, братья и сестры, в сегодняшний день, вспоминая примеры покаяния и милосердия Божия, должны понять, что сегодняшний день — не день обвинения всех и вся. Но просто посмотревши на безумие современного мира, не заразить свою душу этим безумием, вовремя остановиться, как остановилась та грешница евангельская. Остановиться, как Мария Египетская. В последний момент своей жизни как разбойник на кресте — оправдать Господа и обвинить себя. Вот что, братья и сестры, является причиной современных бедствий.

Всемирная организация здравоохранения выставляла такую статистику. Это, если не ошибаюсь, 2020 год, когда началась пандемия и прочее. И там были такие цифры: сто три миллиона, если не ошибаюсь, во всем мире умерших всякими смертями. Миллион сто — самоубийства; вторая от конца цифра, два миллиона, — от пандемии; два миллиона с половиной — от пьянства (больше, чем от пандемии); пять миллионов двести — от курения (рак легких и прочее). Вы видели, чтобы кто-то закрывал табачные ларьки или вино-водочные магазины? Восемь миллионов, если не ошибаюсь, онкологические заболевания. Где-то пять миллионов — погибших в автокатастрофах. Но самая большая цифра там была приведена — пятьдесят четыре миллиона — аборты. Пятьдесят четыре миллиона. Всемирная организация здравоохранения. Таковая статистика, братья и сестры. Вы представляете, сколько детей было убито?

Когда-то на исповедь ко мне подошла одна женщина и со слезами рассказывала, что у нее было четверо детей, и вот она забеременела пятым. И решила сделать аборт, потому что, ну куда уже, пятеро детей. Ей люди добрые посоветовали: «Ты езжай в Почаев. Что там тебе скажут?» Видно, желая как-то ее остановить, потому что видели, что уже добронамеренные люди остановить ее не могут. И вот она приехала в Почаев, пошла на исповедь и говорит батюшке: «Батюшка, у меня четверо детей, ну вот пятым… Хочу сделать аборт». Он задумался и сказал: «Вот у тебя четверо детей. Есть среди них какой-то самый-самый непослушный?». «Да, есть такой».

«Самый-самый такой балованный, которому ты ладу дать не можешь?». «Есть, батюшка, такой среди этих четырех». «Вот, когда ты домой приедешь, ты его зарежь». Она в ужасе: «Батюшка, дак как я своего ребенка… Вы что? С ума сошли?» Батюшка говорит: «Дак он, по крайней мере, хоть чем-то тебе досадил. А это дите, что в утробе? Оно же тебе ничего плохого не сделало, а ты его убить хочешь». Она отошла в таком шоке от исповеди и решила сохранить ребенка. Родился мальчик пятый. И она говорит: «Вот, мои дети уже выросли. Хорошие у меня дети, но младшенький лучше всех. Я только за веник возьмусь, а он уже из рук вынимает: мамка, я лучше сам. Я заболею, он от моей кровати не отходит: мама, что тебе принести, мама, что тебе сготовить, мама, что ты хочешь вкусненького? Он мне первый помощник, первый утешитель. И из пятерых моих детей самый любимый. Я на него посмотрю, бывает, он ко мне, к плечу прислонится, я его по голове глажу, а сама сижу и плачу. «Мама, чего ты плачешь?» А мне ему страшно признаться, ведь я его убить хотела».

Вот причины того, что делается в сегодняшнем мире, причины беззаконий, причины грехов. Они по нарастающей увеличиваются в нашем обществе, они принесли нам это безумие войны. И прекратиться оно может, когда прекратится внутри наших душ война с Богом, война со своей совестью, когда в наших душах начнется война с врагом рода человеческого — с дьяволом — за спасение души. Вот когда это в нашей душе начнется, тогда прекратится война внешняя. И начинать надо: не с кого-то спрашивать, не с кого-то. С себя надо спрашивать. А если начнем с кого-то спрашивать: правительство виновато, Патриарх виноват — так мы дойдем до того, что у нас и Бог будет виноват. Что, Боже, как Ты это допустил? Мы же такие хорошие, мы хотим мира, жить так, как жили до этого — в грехах и беззакониях. Но главное, чтобы спокойно, и никто чтобы нас не трогал. Как Ты это допустил, Господи? Это же мы тогда и Бога виноватить будем и кричать. Тогда Бога не будем поминать, Бог виноватый в наших беззакониях. Мы с ума посходили? Так? Так.

Помните, Адам изгнан был из рая за нарушение заповеди послушания Богу. Но изгнание из рая для Адама — это было не от жестокости со стороны Бога, просто Адам, согрешивший, переступивший свою совесть, и обвинивший в этом Бога, со спокойной совестью уже не мог с Богом в раю встречаться, как прежде. Каждая встреча с Богом была смятением для его души и мучением для его души, поэтому он удаляется из рая. Потому что в душе адамовой поселилось уже нежелание видеть Бога, нежелание с ним общаться, потому что тот нераскаянный грех, который внутри его был, не давал уже такого открытого, простого, счастливого общения творения со своим Творцом. Поэтому изгоняется Адам из рая, потому что он и сам там уже не мог находиться. Присутствие рядом Бога его обличало. Это же в постоянных муках находиться: видеть праведность и при этом быть в грязи, в скверне, неприязни, в самооправданиях, в ропоте, недовольстве всем и вся. Вот поэтому не мог находиться Адам в раю. Поэтому и мы, браться и сестры, в сегодняшний день терпим это состояние изгнания из рая, потому что потеряли мир с совестью, мир друг с другом в общении, виноватя друг друга и всячески клевеща, обзывая, ненавидя, завидуя, ропща, обвиняя один другого. Мы сами свою жизнь сделали, как в аду. И вот этот ад, набирая сил, уже смеясь над нами, всякое безумие над нами творит.

И нам надо от этого ада отвернуться. Это адское состояние своей души через призму покаяния пропустивши, повергнуться как жена-грешница к ногам Божиим, омыть их слезами, волосами отереть. Миром добродетельной жизни по заповедям Господним помазать. Ведь мы же тогда услышим слова: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире». Мы тогда услышим, как разбойник, который просил только вспомнить о нем в Царствии Небесном, услышал от Христа: «Не только вспомню, а ныне со Мною будешь в раю». Мы услышим, как и Мария Египетская: «Иди в пустыню заиорданскую, там ты обретешь полное успокоение души своей».

Вот, братья и сестры, в чем кроется причина мира для душ наших — в нашем покаянии, в нашем самоукорении, в нашем самоосуждении. А когда мы не хотим каяться и думаем что-то изменить, виноватя всех и все вокруг, то никогда не обретем мира. Мы будем из худшего состояния в еще более худшее переходить, из большой беды в еще большую беду, из одних потрясений в еще большие потрясения. До тех пор, пока не поищем мира в душе своей через покаяние и через примирение с Богом, с совестью своей, с ближними своими.

И примерами сегодняшними Церковь нас воодушевляет, показывая неправильность жизни фарисея, который вроде Христа и принимал в гостях у себя, но не только не принял как должно по восточным традициям, но еще и в уме своем укорял Его: «Если бы был это пророк, то знал бы, какая жена-грешница прикасается к Нему». И фарисей через это обличал свою мнимую праведность, типа я такой праведник, что я бы ее близко к своей ноге не допустил. В том-то и дело, что Господь не такой. Господь — это бездна милосердия, Господь — это бездна любви. И мы должны облечься в надежду на это милосердие, на эту любовь и повергнуться пред Ним — каждый — со своими грехами и беззаконием. И услышим утешительные слова Христовы, ведь Он может не только душу нашу святою сделать. Мы знаем множество примеров в Евангелии: Он мертвых воскрешал. И омертвевшую нашу душу Господь может исцелить. Но есть одно но: главное, чтобы мы этого захотели, потому что Господь дал человеку свободную волю, и насильно Господь не хочет делать человека праведным. Человек сам должен захотеть, потому что он свободное, вольное существо.

Свобода, истинная свобода заключается в чем? Когда между злом и добром человек свободно выбирает добро и следует ему. Вот что значит свобода. Свобода — это не вседозволенность: что хочу, то ворочу. Свобода — когда между злом и добром, между светом и тьмою, между адом и раем, между Богом и дьяволом, между спасением своей души и между погибелью своей души ты выбираешь свет, спасение, рай, Бога, Его заповеди. И опять же это делаешь ради себя самого.

Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»
от 26.04.2024 Раздел: Октябрь 2022 Просмотров: 744
Всего комментариев: 0
avatar