Добавлено: 06.04.2024

«Подвигнемся к истинному покаянию»

Из творений святителя Тихона Задонского.

К 300-летию со дня рождения

Адам и Христос

Во Адаме мы диаволу и власти его темной подверглись — а через Христово страдание от него избавились. Во Адаме согрешили мы и прокляты стали — а через Христово страдание оправдание и благословение Божие возвратилось нам. Во Адаме мы умерли и погибли — а Христовым страданием ожили и спаслись. Во Адаме мы от Бога удалились — а Христовым страданием к Богу привелись.

Во Адаме мы из рая изгнаны — а Христовым страданием в рай не земной, а небесный возвратились. Во Адаме мы обесчестились и посрамились — а через Христово страдание почтены и прославлены. Во Адаме мы всего добра лишились и во всякое бедствие и окаянство впали — а Христовым страданием всякое добро получили и от всякого злополучия избавились.

Беда

Видят люди телесную беду и чувствуют горесть ее, поэтому и избегают ее, и всячески ищут, как от нее избавиться. Не видят душевной беды, которая намного хуже телесной, и не чувствуют горести ее, и потому мало кто от нее освободиться усердно желает и ищет, разве только тот, кто познает ее, и чем более познает, тем усерднее ищет, как от нее избавиться. Слово Божие душевным нашим очам представляет душевную беду, и к познанию нее приводит нас, и образ избавления представляет нам — Христа. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36).

Познанная беда подвигает человека к поиску избавления. Познай, христианин, душевное твое бедствие и неблагополучие, и непременно ни о чем так заботиться не будешь, как о том, чтобы от этого бедствия избавиться. Точно, страх и ужас охватят тебя, когда познаешь бедствие души твоей, и более пожелаешь плакать и рыдать, чем веселиться.

Блажен, воистину блажен человек, который заблаговременно познает бедствие души своей. Познание беды — начало блаженства, как познание болезни — начало здоровья. Познавай, христианин, и будешь блажен.

Бедность и окаянство человеческое

Наибольшая бедность и окаянство человека заключается в том, что высоко о себе мечтает, хотя на самом деле он — ничто.

Думает, что он все знает, но ничего не знает. Думает, что он разумен, но на самом деле несмыслен и безумен. Думает, что он блажен, но подлинно окаянен и беден. Думает, что он богат, но он подлинно нищ и убог. Думает, что он добр, но он на самом деле зол. Думает, что он свят и праведен, но он подлинно грешен и осквернен. Думает, что он нечто, но он подлинно ничто…

Книжники, фарисеи и законоучители думали о себе, что они мудры и разумны: неужели и мы слепы (Ин. 9, 40)? Поэтому скрылся от них свет и премудрость Божия.

Бедствие души

Душевная беда всегда вредна и губительна, она всегда — лютое и великое зло, Богу и святой воле Его противное. Душевная беда — самолюбие, гордость, высокоумие, славолюбие, презрение и уничижение ближнего, тьма и заблуждение разума, неведение Бога и истины, и правды, неверие и суеверие, зависть, гнев, злоба и злопамятство, сребролюбие и желание богатства, блудная похоть, лицемерие и лукавство, хитрость и прочее зло. Это бедствие душ наших. Этот пагубный яд в сердце нашем кроется, и душу нашу съедает и умерщвляет, и только к вечной смерти бедного человека ведет.

Познавай, христианин, бедствие души твоей — и поищи усердно избавления от него. Познанная беда убеждает искать способа избавиться от нее, и искать блаженства. Человеколюбче Иисусе! Ты — прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня (Пс. 31, 7). Грешная и бедная, но по образу Божию сотворенная душа моя стонет и вопиет к Тебе, Избавителю своему.

Бедствия

Всякое временное бедствие против вечного — ничто.

О том, сколь многие бедами телесными и временными подвиглись к истинному покаянию, история не только церковная, но и священная свидетельствует. Видим это и ныне. Для того и посылает человеколюбивый Бог беды на нас — да подвигнемся к истинному покаянию и в страхе Божием поживем. И беды, и напасти о благости и человеколюбии Божием к нам свидетельствуют.

И в бедах, и в напастях должно человеколюбивого Бога благодарить, ибо все от Него к доброму нашему концу происходит.

Человеколюбивому Богу — Слава, человеколюбивому Богу, слава дивному Его о нас Промыслу!

Через беды и напасти наши Он ищет нашего истинного блаженства, в которое все наше бедствие и окаянство обращает. Но телесное и временное благополучие часто и по большей части развращает человека и губит. Видим это на примере евангельского богача, который не умел богатством своим и благополучием временным владеть, и сошел в погибель (см. Лк. 16, 23). Так и ныне многие не умеют владеть богатством, не по воле Божией, а по своим прихотям используют его, и развращаются. Многие не умеют владеть здоровьем тела своего, и развращаются, и на злое все дерзают.

Благополучие телесное и временное, хотя и добро, однако для растленного человеческого сердца — как для безумного меч, которым он себя самого убивает.

Как телесная и временная беда бывает причиной покаяния, так телесное и временное благополучие часто бывает причиной развращения, и беды, и гибели душевной, а тем более, когда юный человек будет иметь благополучие. Такому весьма трудно в нем не развратиться. И это-то и есть одна из причин того, почему Бог попускает беды и напасти рабам Своим, то есть, чтобы они с доброго пути не совращались и не лишились бы вечного блаженства. В благополучии человек, будучи немощным, удобно совращается и развращается. Итак, горькое лекарство — временная и телесная скорбь, но для души полезное.

Беззаконие

Христиане, беззаконно живущие, Бога не знают, хотя имя святое Его исповедают, и молятся Ему, и в церковь ходят, и Таин Христовых приобщаются, и прочее. Об этом апостол написал: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин. 2, 3-4). Такие все в смерти пребывают, как от жизни удаляющиеся, телом живут, а душами мертвы; пред миром живут, а пред Богом умерли. Ибо невозможно оскверненному грехами с Богом Святым общение иметь, а если кто отлучился от Него — отлучился от Жизни — и значит, он мертв.

Христиане, которые беззаконничают, тяжко перед Богом грешат, и больше, чем язычники. Ибо, отрекшись от дьявола в Крещении, пристали ко Христу, и опять, отстав от Христа, уклонились в след дьяволу. Последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2 Пет. 2, 20–21).

Безопасный путь

Христиане! Мы от рождения нашего до смерти путники, и стараемся дойти к вечной жизни и Царствию Божию, к которому Крещением святым обновлены и словом Божиим позваны. Изберем, возлюбленные, безопасный путь к этому блаженству. Какой путь нам безопасен? Сердечно веровать во Христа и только в страдании и смерти Его полагать свое спасение. На Него одного, как на Искупителя и Спасителя надеяться. Кроме Него, к получению вечного спасения, средства не знать, и по примеру Его смиренно, кротко и терпеливо жить на земле. Это безопасный путь. Наставь меня, Господи, на путь этот!

Благодарность

Благодарность — это память благодеяний. Где память благодеяний, там и благодарность. Где забывается благодеяние, там наступает неблагодарность. У благодарного сердца все блага, дарованные благодетелем его, перед душевными очами обращаются, и, глядя на них и на свое недостоинство, оно усердно благодетеля своего благодарит.

Не знает человек, как истинно и сердечно Бога благодарить — и Божия благодать его учит этому, показывая ему безчисленные Божии благодеяния, ему поданные и подаваемые, которых он, подлый, убогий, нищий и ничего недостойный, даром и без всяких заслуг, от благости Божией удостаивается.

Благодать Божия

У христиан сокровище — Божия благодать, и это сокровище небесное, духовное, в сердцах их пребывающее, как апостол написал: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7).

Божия благодать, небесное сокровище в христианских сердцах живущая, все нужды их и недостатки душевные восполняет. Человек сам по себе слеп — Божия благодать просвещает сердечные очи его, показывает суету мира этого, краткость временной жизни и долготу вечности; показывает, что все, что ни есть в мире сем, как тень проходит, и что человек от рождения до смерти — странник и путник, идущий к Небесному Отечеству. И увещевает его во всякое время всего беречься и всего, в мире сем имеющегося, со страхом касаться, и ради нужды, а не ради угождения плоти употреблять, и соблазнов мира этого беречься.

Потому такая душа не ищет в мире этом ни богатства, ни чести, ни славы, ни прочих сокровищ мира сего, как сыны века этого делают. Но всегда смотрит и стремится к вечному блаженству, и его всеусердно желает, и старается его получить…

Немощен человек и безсилен против стремления страстей и греха стоять и побеждать их — Божия благодать укрепляет его и помогает ему в этом важном подвиге, и показывает ему мерзость страстей и греха, и на всякое время увещевает его беречься этого зла.

Благодеяния Божии

Христианин! Все и всякое добро, какое ни имеешь у себя, — Божие добро и благодеяние. Все сие возбуждает к воспоминанию Бога. Безчисленны Божии благодеяния, которых любой из нас удостаивается. Все в любви и благодеяниях Божиих заключаемся. На что ни посмотришь, к чему ни обратишь ум свой, все это показывает любовь Божию к нам и Его благодеяние.

Благость и долготерпение Божии

Сколь велика благость Божия и долготерпение. Люди пред Ним беззаконничают и безчестие и досаждение Ему творят, но Он долготерпит и ожидает их на покаяние. Какой кроткий царь, видя безчиние, пред ним показываемое, стерпит? Скоро кротость человеческая обращается в ярость. Бог наш не так: видит беззакония, пред Лицом Его человеком творимые; видит и долготерпит, не желая, чтобы беззаконнующие погибли, но хочет, чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9).

Видишь благодать Божию, видишь и долготерпение Его.

Грехом мы от Бога удалились — Христовым страданием к Богу возвратились и приблизились. Грехом мы растлились — Христовым страданием обновились. Грехом пленил нас дьявол, и торжествовал, и свирепствовал, как мучитель лютый, — Христос Господь наш Своим страданием и смертью того лютого мучителя победил и посрамил, и от рук его нас силою Своею похитил, и связал гордого врага нашего, и отдал его на попрание и посмеяние верным Своим рабам: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19).

Грех был причиной того, что мы, отступив от Бога, так помрачились умом и заблудились, и в такой пребывали прелести, что, вместо Бога Живого — идолов, и вместо Творца — тварь боготворили и почитали. В такое заблуждение человек, разумом одаренный, человек, по образу Божию и подобию созданный, в такое, говорю, заблуждение пришел, что неразумной и бездушной твари покланялся, и как бога своего почитал, и от нее помощи себе просил и искал.

Великое и ужасное помрачение ума — кланяться немощной твари и боготворить ее, и помощи от нее искать. Так дьявол, пленив, прельщал нас! Христос Господь наш Своим пришествием и страданием прелесть эту упразднил, и проповедью святого Евангелия и силою Креста Его и страданиями взысканы мы, и от идолов к Богу живому обратились, и начали славить святое имя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Триипостасного Бога.

Бог и солнце

Солнце чем более приближается, тем меньшая тень бывает; чем более удаляется, тем большая тень бывает. А как зайдет солнце, то и тень исчезает. Так, чем более Бог к человеку приближается, тем меньшим сам в себе делается человек, более уничижается и смиряется. Видит свое недостоинство и ничтожество, и Божие величие, и потому смиряется. Напротив, чем более Бог от человека удаляется, тем более человек возносится, возвеличивается, гордится. А как совсем удалится Бог от человека, погибает человек, как тень исчезает, когда солнце зайдет. Берегись, человек, высокоумия — да не падешь, как диавол. Не высокоумствуй, но бойся, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).

Не могут больные глаза на солнце смотреть и не видеть его. Так и душа, больная лукавством, тщеславием, гордостью, самомнением, самолюбием, любовью этого мира, не может видеть вечное Божество. Бог видится простым и здравым оком душевным. Бога без Самого Бога невозможно познать и видеть. А открывает Он Себя простым и незлобливым младенцам: утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Будем же, христиане, просты и чисты сердцем, тогда и Бога увидим.

Кто много на солнце смотрит, прилежно внимательно, у того глаза помрачаются и повреждаются. Так, кто Бога, Вечное Солнце, с любопытством рассматривает и непостижимые Его тайны пытается узнать, у того ум помрачается, и тот в великое заблуждение впадает. Берегись, человек, испытывать то, что тебе знать не надо. Должны мы о Боге рассуждать только так, как Святое Его Слово открыло.

Богобоязненная душа

Богобоязненная душа везде и всегда, тайно и явно, перед людьми и без людей, вне и внутри, осторожно поступает и бережется всякого зла. Она окружается и содержится страхом Божиим, и не совершает никакого зла. И если какое искушение бесовское и злая мысль находит на нее, она ужасается этого и к Богу вопиет: «Господи, помоги мне!» — так против зла стоит и борется. Так страх Божий есть корень всех благ. Начало премудрости — страх Господень (Пс. 110, 10).

Богопочитание

Человек! Дорог ты Богу! Почти тебя Бог — сердечно и ты почитай Бога, почтившего тебя. Дивную благость и любовь излил на тебя Бог — лобызай и ты эту благость и любовь Его. Бог истинно почитается, когда каемся в грехах, которыми Он оскорбляется, и всякого греха бережемся — да не оскорбим Его, но сотворим угодное воле Его святой. Кайся же, и уклоняйся от греха, и твори, чего воля Его святая хочет — и будешь Бога, почтившего тебя, почитать.

Бодрствование

Апостол святой указывает, говоря: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). О, как лют враг, от которого надобно храниться христианам!

О сколь искусным и бодрствующим надо быть сторожам, которые христиан от врага этого сохраняют! Желает и ищет он не дома наши, ни города наши взять, но души наши пленить; не имение наше, золото, серебро и прочее вещество отнять у нас, но спасение вечное, Кровью и смертью Христовою обретенное, похитить старается. И настолько он лукав и хитер, настолько же и зол.

Учится злому своему искусству от начала мира; знает, как приступить, как обмануть, как прельстить человека, как к нему подкрасться, и прочее. Крадет и похищает он спасение наше через неверие, ереси, расколы и всякий грех.

Божия благодать

Божия благодать учит человека радоваться о Боге, Спасе своем, и соделывает в сердце его радость истинную, духовную, небесную, и некое восклицание, и играние, и покой, и мир в совести его, — а это все есть предвкушение вечной жизни и как бы крупицы от небесной трапезы, на сердце человеческое падающие. Та же Божия благодать изменяет человека, и делает его любящим, милосердным, сострадательным, кротким, так что такой и над врагами своими умилостивляется, и сожалеет.
от 16.07.2024 Раздел: Март 2024 Просмотров: 1463
Всего комментариев: 0
avatar