Добавлено: 06.12.2025

Россия — не империя зла

«Россия — империя зла», — сказал в 80-е годы прошлого века американский президент-ковбой (актер, в юности снимался в вестернах) Рональд Рейган.

Отдадим ковбою должное, ярлык стараниями американской челяди всех стран приклеился и стал достойным продолжением образа русского медведя с кровавым кинжалом в лапе, который придумали англичане в период Крымской войны.

Но нарисовать и сказать можно что угодно. Слова, как говорил принц датский, всего лишь слова. Гитлер, например, говорил, что все зло в мире от евреев. «Побьем евреев и все будет хорошо». Евреев побили, но хорошо Гитлеру не стало.

Давайте все же попробуем разобраться, где правда и где ложь. И обратимся к истории. Это всегда важно для понимания современности. В истории не так уж много было людей такой чистой и светлой души, как французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Советский Союз, кстати, был мировым лидером по изданию и бесконечному переизданию его дивной романтической сказки «Маленький принц». И лучшая в мире песня, посвященная сказке, тоже родилась в СССР. Но это так, к слову. К тому самому слову, которое и сделало Экзюпери бессмертным, — «Мы все родом из детства». И есть другое известное выражение, справедливость которого не оспаривает никто, — «Государства как люди». Значит, если мы все из детства, то истоки индивидуального мировоззрения надо искать в детстве. Это подтвердит любой психолог. А если государства как люди, то истоки национального мировоззрения, в том числе и русского, надо искать в детстве народов, или в их ранней юности. То есть примерно в XIV–XVI веках. Когда более-менее оформились европейские границы, когда сформировались морально-духовные приоритеты.

Мир, в котором мы живем, с точки зрения государственно-правового деления, сложился в основном в XVI–XIX веках, в эпоху колонизации. Да, две последующие мировые войны перекроили карту. Но не принципиально. Колонизацией занимались и Россия, и Европа. Но весь вопрос в методах. Тут-то и всплывает, кто есть кто, и кто империя зла.

А началось все со знаменитой испанской конкисты.

Конкиста, то есть завоевание Испанской империей Центральной и Южной Америки, описана многократно и подробно. Перед конкистадорами, из которых наиболее известны Кортес и Писарро, стояли две задачи: бессовестный грабеж коренного населения и насильственное насаждения католичества. С этими задачами завоеватели справились успешно. За какие-то пятьдесят лет были почти полностью уничтожены три великие культуры — инки, майя и ацтеки. За что конкистадоров до сих пор проклинают археологи всего мира. Население Америки сократилось, по одним источникам в несколько раз, по другим в десятки раз. Испания награбила несметные богатства, католичество было навязано повсюду.

О зверствах англичан в Индии и других колониях, наверное, даже нет смысла напоминать, так много об этом сказано и написано. Вспомним хотя бы роман Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», в котором индийский принц Дакар, не видя никакого выхода, спрятался от варварской жестокости под воду, став капитаном Немо. Да, Жюль Верн — беллетрист. Но он гениальный беллетрист. Он никогда не стал бы моделировать ту общественную ситуацию, которая нереальна. Реален также и голод, который много раз был в Индии во времена британского владычества. И большинство историков считают, что создавался он специально.

Возможно, немного мягче вела себя Франция в Индокитае. Но суть политики была та же — ограбить, подавить, навязать свою идеологию.

Не могу молчать о деяниях просвещенной Бельгии, в ее африканской колонии Конго, откуда идут все богатства бельгийцев. Там были огромные залежи алмазов. И лежали они в мягком вулканическом грунте, а техники просеивания еще не было. Поэтому добывали камешки вручную, роясь в земле. И лучше всего для этого подходили негритянские дети с их чувствительными пальчиками. Но дети есть дети, они порой не слушаются, шалят. И бельгийцы их наказывали — они им ручки отрубали. И было это уже в XIX веке, и сохранились фотографии негритят с культяшками.

А что же Россия, «империя зла»? Как она вела себя при колонизации? Россия присоединила к себе Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток. Но ни в одном историческом источнике вы не найдете упоминания о грабежах и убийствах чукчей, адыгейцев, бурят и эскимосов.

То же самое и в Средней Азии. Присоединили Бухару, Фергану, Самарканд, но никому и в голову не приходило препятствовать исламу. Россия, как могла, старалась развивать в XIX веке эти отсталыерегионы, создавая там хотя бы зачатки промышленности. А присоединением Грузии и Армении Россия просто спасла две христианские страны от персов и турок.

В XVIII веке, в екатерининскую эпоху, Россия присоединила те земли, которые тогда назывались Малороссией и Новороссией. Главный певец Малороссии — Николай Васильевич Гоголь. Вспомним его «Тараса Бульбу». Как мужественно казаки сражались за Россию и православную веру. Если бы людей притесняли, они бы не стали так биться за угнетателей.

Гоголь ведь не с потолка это взял, он из жизни взял.

И, наконец, Польша и Финляндия. Их в XIX веке присоединили. Но крепостное право не ввели. И самоуправление им сохранили.

Такая вот она, «империя зла».

Да, идеологические различия между Россией и Европой существуют и уходят своими корнями в века. Это очень большой и сложный вопрос. Европейская культура основана на ценностях и достижениях Древнего Рима и Священной римской империи германского народа (Первый рейх, по классификации Гитлера). А Россия, Сербия и отчасти Болгария идут от Византии. Это две ветви европейской христианской цивилизации — римско-католическая и славяно-византийская. И то, что происходит сейчас на Украине, в глубинном смысле, один из эпизодов столкновения этих ветвей. Но ветви могут не только конфликтовать. Они могут взаимодействовать, обогащая друг друга. Это блестяще доказал Петр Великий, приняв в Россию европейские достижения без разрушения национального самосознания. Лермонтов восхищался европейцами Байроном и Наполеоном и написал глубоко русское по духу «Бородино». Личность Пушкина сформировалась под влиянием идей Великой французской революции, но его перу принадлежат «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Царь Салтан». А потом у нас были Толстой и Достоевский. И европейцы Кафка, Джойс, Хемингуэй считают их своими учителями. Значит, культуры могут взаимодействовать, развивая друг друга.

И вот тут в глубинном смысле надо искать ответы на вопросы. И нам непонятно, почему этого не происходит. На всех углах кричим, что надо опираться на исторические духовно-нравственные корни, а замечать этих корней не хотим. То, что Россия — духовная наследница Византии, признают не только все историки, но и все образованные люди. Недаром с XIV века, когда под ударами турок пал Константинополь, и до петровских времен Россия гордо именовала себя Третьим Римом, всячески подчеркивая преемственность. И православие, и алфавит, и государственный герб дала нам Византия. И древнейшие наши кафедральные соборы в Киеве и Новгороде были Софийскими, как в Константинополе. А сам Константинополь на Руси называли «Царьград». Так что Россия — не империя зла. Россия — духовная наследница Византии. А Византия — первая в истории человечества христианская империя. Константин Великий и мать его Елена Святая даже с точки зрения государственного устройства создавали империю специально под христианские ценности. Поэтому в Византии и не было ни кровавой инквизиции, ни позорных индульгенций. А Вселенский патриарх Константинополя никогда не лез в политику, как Папа римский. Он всегда был лишь духовным наставником. И это был пример для граждан.

В 2023 году на телеканале «Спас» вышел многосерийный фильм «Византия. Жизнь после смерти». Даже из названия следует, что Византия, умерев, обрела в России вторую жизнь.

И вот об этом мы должны говорить, говорить и говорить, настойчиво объясняя миру, кто мы и откуда. И это единственный путь от конфликтов к взаимопониманию.

Сергей ИВАНОВ
от 13.02.2026 Раздел: Ноябрь 2025 Просмотров: 252
Всего комментариев: 0
avatar