Добавлено: 29.06.2016

Русская церковь и собор на Крите

Отсутствие представителей самой многочисленной Русской церкви (а также Антиохийской, Грузинской и Болгарской церквей) делает собор на Крите конференцией православного меньшинства, которое не может принимать решений, обязательных для всех поместных церквей.

Несмотря на распространенную в Константинопольской православной церкви (КПЦ) убежденность в своей исключительности и авторитете, представления о ее роли в современной церковной жизни среди широких масс верующих весьма неоднозначны.

В частности, сторонники конспирологических подходов делают акцент на теснейших связях КПЦ с США и рассматривают ее как носительницу американских геополитических интересов. Другие, напротив, идеализируют КПЦ.

Главная опора Константинопольского патриархата — это греки, живущие в США и Канаде, влиятельная и многочисленная диаспора, играющая важную роль в американской политике.

Американские власти часто рассматривали Фанар как важный инструмент влияния на православный мир и порой прямо вмешивались в дела КПЦ.

Сразу после государственного переворота на Украине Константинопольский патриарх неожиданно собрал совещание глав поместных церквей и назначил Всеправославный собор на 2016 год, что вызвало множество закономерных вопросов. Ощущение того, что КПЦ форсирует события, оставляя для себя открытым вопрос «легализации» раскольничьих групп на Украине под эгидой Константинополя, буквально висело в воздухе в эти дни.
Существовали также опасения, что именно эти темы впоследствии обсуждал патриарх Варфоломей во время встречи с вице-президентом США Джозефом Байденом, лично прибывшим в резиденцию главы КПЦ.

КПЦ постоянно подчеркивает, что именно на этой церкви лежит особая ответственность за единство православных. К сожалению, многие шаги, сделанные Фанаром уже в наше историческое время, не объединяют, а разобщают верующих. К примеру, «исправление» церковного календаря по инициативе патриарха Мелетия II (1923 год) привело к тому, что большинство церковных праздников и даже Рождество различные поместные церкви отмечают в разные дни (Русская, Сербская и Грузинская церкви не приняли переход на так называемый «новоюлианский» календарь), а в странах, где календарная реформа была одобрена, возник «старостильный» раскол.

Сегодня Константинопольский патриархат, по сути дела, идет тем же путем, настаивая на предложенных им формулировках итоговых документов собора на Крите, принятие которых в их нынешней редакции также может привести к драматическим последствиям. Православные религиозные деятели, стремящиеся к подлинному, а не формально-протокольному единству, не могут с этим согласиться.

К сожалению, на обеспокоенность Русской, Болгарской, Сербской, Грузинской церквей, а также монастырей Афона текстами формулировок итоговых документов Собора, в КПЦ ответили, что «пересмотр уже запланированного соборного процесса выходит за пределы всех институциональных рамок», а поместные церкви должны «следовать регламенту».

Стало ясно, что у Московской патриархии и КПЦ разные подходы к пониманию православного единства и методам его достижения. Именно поэтому Русская церковь не могла согласиться с диктатом и отказалась следовать идущему вразрез с духом православной соборности «регламенту».
По материалам РИА Новости

Сайт Всемирного Русского Народного Собора
(В сокращении)
от 26.04.2024 Раздел: Июль 2016 Просмотров: 1521
Всего комментариев: 0
avatar