Добавлено:

светильник русской церкви

В преддверии 400-летнего юбилея Святейшего Патриарха Никона в Москве в Союзе писателей России под председательством В.Н. Ганичева прошел «круглый стол» по теме «Преодоление средостения: народ, власть, церковь. В ознаменование 400-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Никона».
 Тема средостения (противостояния, препятствия к пониманию) была актуальна всегда. И сегодня она занимает умы не менее чем в XVII веке, во времена Патриарха Никона.
 В обсуждении такой актуальной для нашего времени темы приняли участие представители духовенства, литераторы, историки, общественные деятели.
 Всеми без исключения участниками «круглого стола» отмечалось, что Святейший Патриарх Никон- это выдающийся государственный и религиозный деятель, вклад которого в становление догматов православия, в объединение православных народов огромен и до сегодняшнего времени недооценен.
 Вместе с тем отдельные участники «круглого стола» отдали дань шаблонным, общепринятым, ложным по своей сущности трактовкам поступков Великого Патриарха.
 Обсуждение проходило в острых дискуссиях, но исключительно продуктивно.
 Общая схема шаблонного и упрощенного восприятия такой масштабной фигуры, как Патриарх Никон, такова: «Да, заслуги Патриарха в деле собирания православных славянских народов велики, значителен его вклад в государственное строительство. Несомненно, Патриарх является реформатором церковных канонов и фактическим создателем нынешнего богослужебного чина».
 Далее начинаются импровизации на широко распространенные темы:
 -якобы гордыня,
 -если носил вериги, значит, обуреваем страстями,
 -если разрешал служение как по старым канонам, так и по новым, значит, беспринципный,
 -если ввел в церкви красивые облачения, то это барство,
 -строг к нарушителям канонов, значит, жесток.
 Перепевов на эти, к сожалению, широко распространенные заблуждения не избежали и участники «круглого стола». Обидно.
 Так, известнейший русский писатель В.Н. Крупин, высоко оценивая заслуги Патриарха Никона, особенно в вопросе о самостоятельности Церкви и неучастии светских властей в делах церковного управления, тем не менее посетовал, что «ведь осудили же его восточные Патриархи».
 Писатель В. Личутин, автор романа «Раскол», посочувствовал старообрядцам, якобы пострадавшим именно от Патриарха Никона. «Вся жизнь Патриарха Никона,- сказал В. Личутин,- это шествие по страстям. Он себя всячески истязал: носил вериги, строил башни, чего только он не делал, чтобы изнурить свою плоть». Даже в ссылку Патриарх Никон якобы шел «с желанием пострадать», т.е. чуть ли не с радостью.
 Согласись, дорогой читатель, что это странное обвинение. Монахи все усмиряют свою плоть. И никому не пришло в голову ставить это им в укор.
 Но так уж сложилось общественное мнение с подачи русских авторитетных историков, зачастую повторяющих клевету, возводимую на Патриарха Никона его врагом Паисием Лигаридом, платным агентом Ватикана, сыгравшим решающую роль в деле осуждения Патриарха Никона, а также и старообрядцами, которые неправедно возложили вину за произошедший церковный раскол на Патриарха Никона.
 Не будем грешить, вспоминая монашеские подвиги всех без исключения подвижников благочестия, привязывая их подвиги к странному обвинению Патриарха Никона В. Личутиным. Далее В. Личутин говорил о том, что церковь до реформ была для народа, а затем уже народ стал для церкви.
 Но вместе с тем «он был как бы предтеча Ломоносова. По всей своей стати и богатству ума, по внешней стати, по крупности фигуры и тела Ломоносов словно повторил Никона.
 И удивительное осуществилось. Так, Новый Иерусалим все называли чудом света».
 Доктор исторических наук писатель С. Перевезенцев исследовал глубинные причины раскола, не сводя его ни к пресловутым личным качествам Патриарха Никона, ни к борьбе самолюбий царя и Патриарха и даже ни к злонамеренным кознями бояр.
 Он увидел причину в идейной борьбе за то, кто возглавит русское воинство в последней битве, кто будет вести Русь в Святую Русь, в Новый Иерусалим.
 Попытки царя подмять под свое управление Церковь, отнять церковное имущество начались задолго до начала патриаршества Никона с появлением в 1649 году Соборного уложения, согласно которому все церковные дела решались светскими властями.
 «Очевидно, что только благодаря такой мощнейшей фигуре, как Патриарх Никон, в XVII веке не удалось полностью лишить церковь самостоятельности. Этот урок нам нужно помнить», - сказал С. Перевезенцев.
 Священник Дмитрий Шмелев, настоятель Вознесенского храма-часовни в городе Истра, сказал:
 «В общественном сознании фигура Патриарха Никона до сих пор является своего рода огромным «белым пятном». Это особенно прискорбно, ибо речь идет о важнейшем, переломном этапе русской истории.
 Сегодня наша страна переживает как бы «семнадцатый век наизнанку». В этом смысле 1654 год, Переяславскую раду, мы миновали и движемся уже к началу XVII века, собственно, к Смутному времени.
 Сейчас, увы, произошло «рассоединение» Украины с Россией.
 А когда-то святейший Никон был инициатором освобождения этой части русского государства от иноверческого пленения, поддержал духовный ренессанс, возникший на Украине в XVII веке.
 Как известно, в 1666 году патриарх Никон и старообрядцы осуждаются одним собором.
 Так что гонения на часть Церкви, примкнувшую к старообрядцам, это дело рук вовсе не Патриарха Никона, но государства.
 Как реакцию на эти гонения можно воспринимать казачье восстание Степана Разина (донские казаки — старообрядцы по преимуществу).
 И вот что интересно: ряд атаманов-старообрядцев прибыли в ссылку именно к патриарху Никону и просили его благословения на восстание. Благословения он не дал, но, согласитесь, сам этот факт вопиет против упрощенного понимания событий тех лет.
 Для нынешнего старообрядчества патриарх Никон — однозначно негативная фигура. В их глазах несомненна его вина в расколе.
 Но исторические факты свидетельствуют об ином. Процессы, которые происходили тогда, более сложны и неоднозначны, нежели те, что выявлены нынешними хулителями Никона.
 В яростных обличениях святителя Никона уходит в тень главный вопрос, а именно, - спор патриарха с царем. Спор о том, кому должно принадлежать духовное водительство в стране.
 И здесь патриарх Никон прямо государю указывал на своего предтечу Иоанна Златоуста, указывал на Василия Великого и замученного Иваном Грозным царем святителя Филиппа. То есть на тех, кто нашел в себе мужество возвысить свой голос в защиту Церкви перед лицом государственной власти. В противостоянии духовной и светской властей победу одержала власть светская. Причем методы со стороны государства применялись весьма изощренные: то старообрядцев государство загоняло в остроги, то разрешало им проповедовать в Москве против Патриарха.
Патриарх Никон планомерно отстаивал линию духовной власти, пытался вычленить то пространство, куда государство не может вторгаться ни в коем случае.
 Русская Палестина, которая существует и сейчас в городе Истре, — удивительное детище патриарха Никона. Она являет собой своего рода топографическую икону, когда на Подмосковную землю были «перенесены» основные святыни Палестины древней».
 Священник Димитрий (Шмелев) рассказал о принятой в Истринском районе программе подготовки к празднованию 400-летия со дня рождения Святителя Никона, в рамках которой возрождаются святыни Русской Палестины, созданной Патриархом Никоном по образцу Палестины древней.
 В рамках программы подготовки к празднованию юбилея в городе Истре 17 апреля с.г. были заложены два храма: часовни близ места уничтоженного Вознесенского собора, построенного Патриархом Никоном на горе Елеон, а также Святых Жен Мироносиц – на въезде в город Истру (аналогично въезду в Иерусалим древний, где в Вифании жили Святые Марфа и Мария).
 Планируется установка памятных знаков на местах расположения истринских святынь, издание Альманаха, календарей, другой печатной продукции, проведение выставок и тематических заседаний.
 Возражая В.Н. Крупину, некоторые выступающие опровергали правомочность суда над Патриархом Никоном.
 Ссылаясь на авторитет исследователей истории суда над Патриархом Никоном (Пальмер, Гиббенет, Зызыкин и многие другие) , участники «круглого стола» отмечали предвзятость, незаконность, подложность материалов суда.
 Патриарх Иерусалимский Нектарий не только не приехал на судилище над невинным Патриархом, но и написал письмо-протест царю Алексею Михайловичу.
 Патриарх Нектарий обращает внимание царя Алексея Михайловича на то, что в русской Церкви раздирается риза Христова, совершается ужасная церковная смута, которая страшнее всякой войны и виновником которой является сам царь, так как он слушает людей завистливых, любящих мятежи и возмущения. Патриарх умоляет царя с особенной заботливостью и почтительностью возвратить на престол Патриарха Никона.
 Патриарх Нектарий обвиняет в непокорности, что то же - в гордости, не Патриарха Никона, а его непокорную паству, т. е. царя, бояр и прочих врагов Патриарха Никона. Это письмо редко цитируется, так как полностью разоблачает судей Патриарха.
 Отмечался тот знаменательный факт, что страшная судьба постигла судей Патриарха Никона.
 По свидетельству историков, оба восточных Патриарха (уже смещенные на момент суда со своих кафедр) по возвращении своем к пастве были повешены султаном за то, что без его повеления ездили в Россию.
 Паисий Лигарид, обличенный во многих злоупотреблениях, лишен был паствы своей и изгнан из России. Иосиф, Архиепископ Тверской, допустивший грубую брань в адрес Патриарха, был убит казаками. Илларион, Митрополит Муромский и Рязанский, был предан суду за некоторые предосудительные поступки и отставлен от епархии. Мефодий, Епископ Мстиславский, был удален от блюстительства Киевской митрополии и за измену и мятежничество потребован к суду в Москву и под стражею скончался в Новоспасском монастыре.
 Фактически все они жестоко поплатились за свое лицемерие, предательство и клевету.
 А Патриарх был увенчан от Господа нашего исповедническими страданиями и дарами Святого Духа за свою подвижническую жизнь. Известны чудеса, сопровождавшие Патриарха при жизни и продолжающиеся на его гробнице по его кончине.
 Было принято решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о проведении церковных мероприятий в период проведения празднования 400-летия со дня рождения Великого Патриарха.

Н.А. Колотий

от 19.04.2024 Раздел: Июнь 2005 Просмотров: 676
Всего комментариев: 0
avatar