Добавлено:

связь времен

60 лет Победы. 525 лет российской государственности. 400-летие великого Патриарха Никона

В 2005 году мы достойно отметили 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этому был посвящен IX ВРНС. В этом же году есть еще целый ряд знаковых, знаменательных, духовно-политических юбилеев, крайне важных не только для отечественной истории, но и вообще для исторического бытия России, определяющих ее прошлое, настоящее и будущее. Итак, 2005 год.
 - 9 мая — 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.
 - 6 июня — 400-летие со дня рождения Патриарха Никона.
 - 5 (18) июля — 765-летие Невской битвы.
 - 25 августа (7 сентября) — 475-летие со дня рождения первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного.
 - 26 августа (8 сентября) — 610-летие со дня чудесного спасения Руси от нашествия Тамерлана. Сретение Владимирской иконы Божией Матери (перенесение Владимирской иконы, чудо от которой остановило Тамерлана, в Москву).
 - 8 (21) сентября — 625-летие Куликовской битвы.
 - 27 октября (10 ноября) — 500-летие со дня смерти «Государя всея Руси», великого князя Московского Ивана III Васильевича.
 - 12 (25) ноября — 525-летие «Стояния на Угре», фактическое обретение Русью государственной независимости.
 - 785-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Церковная память отмечается 23 ноября (6 декабря).
 Как видно, все эти духовно-политические юбилеи самым непосредственным образом связаны, во-первых, с воинскими победами Руси, во-вторых, с выдающимися русскими историческими деятелями, и, самое главное, в-третьих, они отмечают исторические вехи борьбы Руси за обретение государственной независимости и превращения Русского государства в великую мировую державу, единственную независимую православную державу во всем мире. Во многом именно эти события повлияли на то, что Русь стали отождествлять с Третьим Римом, а в самой России с конца XV в. все более утверждается убеждение об уподоблении России «Новому Иерусалиму». В этих условиях в России и формируется великий идеал-образ Святой Руси, ставший духовным символом нашего народа на все будущие столетия.
 Думается, что кардинальной юбилейной державной датой в этом кругу является 12 (25) ноября 1480 г., день, когда ордынские рати покинули берег Угры, а Русская держава снова обрела полную и фактическую политическую независимость.
 Причем изначально, с самых древних времен, и, конечно, в конце XV века Россия была многонациональным государством, в частности, тогда уже существовало Касимовское царство, где жили перешедшие на сторону России татары, в составе единого Русского государства.
 По сути дела, 12 (25) ноября — истинный исторический праздник независимости многонациональной России. Интересно, что этот день в некотором смысле совпадает с современным официальным государственным праздником 4 ноября (день Казанской иконы Божией Матери, день освобождения Москвы от поляков в 1612 году).
 Обсуждается вопрос о том, чтобы посвятить и очередной Всемирный Русский Народный Собор теме: «Стояние в правде: преодоление смуты на Руси (к 525-летию обретения независимости Русского государства». Самоотверженность русских людей в борьбе с безверием, хаосом и иноземным влиянием).
В преддверии X Собора можно провести между 4 и 30 ноября мощную духовно-политическую акцию, направленную на возрождение, поддержание и развитие духовного и патриотического сознания нашего народа. Возможное наименование акции: «Стояние в правде: к 525-летию обретения независимости Русского государства».
 По форме это может быть большой общественно-политический форум, конференция, митинг и т.д. Но лучше, если это будет целая серия общественно-политических, духовных, научных, молодежных мероприятий, проходящих в августе – ноябре 2005 г., которые и завершатся проведением Собора.
 На Соборе, помимо Соборного Слова, предполагается принять Декларацию о правах и достоинствах человека.
 Вот к этой подготовке к Собору мы в Союзе писателей России вместе с РПЦ, ВРНС проводили с учеными, священством, писателями 16 мая конференцию — «круглый стол» на тему: «Патриарх Никон и преодоление средостения между властью, церковью и обществом».
 Действительно, в перечне знаменательных и знаковых дат стоит и 400-летие со дня рождения великого Патриарха Никона. Как сказал высокопресвященнейший Антоний (Храповицкий)архиепископ Волынский в 1910 году, патриарх Никон — звезда первой величины на нашем духовном небосклоне и самый великий человек русской истории. Лекцию, прочитанную в Волынской семинарии, высокопресвященнейший Антоний закончил так: «Этот великий человек понимал, что нет ничего на Земле святее Храма Божиего, и потому усердно строил храм — это есть как бы книга, живое существо, воплощение религиозного восторга. И вот, размышляя смиренно об этом величайшем человеке, думаешь: каких даров ему не хватало! Аскет и демагог, правитель и отшельник, художник и хозяин, демократ и друг двора, патриот своего народа и вселенский святитель, поборник просвещения и строгий хранитель церковной дисциплины, нежная душа и грозный обличитель неправды». Действительно, Патриарх Никон боролся за «оцерковление» всей жизни, за «соработничество Богу» и проповедовал искреннюю любовь между людьми, церковью, обществом и миром. Уверен, что многие великие достоинства жизни выдающегося сына Русской Православной Церкви, державы Российской и народа нашего будут названы и обозначены в этом году. Наша конференция, «круглый стол», в центр обсуждения поставила вопросы власти и церкви — той подлинной симфонии, которая складывалась между государственной и духовной властью в начале патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича и ее разрушения в силу объективных и субъективных причин. В силу козней находящихся у трона, гордыни царской, прямого вмешательства папизма, объединенного фронта иноземцев и даже государств и враждебности восточных деспотий, возможно, излишней прямоты и некоей небесной наивности самого Никона.
 Как известно, довел дело до расправы, воспользовавшись царевой ревностью, Паисий Лигарид, международный авантюрист, о котором Константинопольский патриарх Дионисий сказал: «Я его православным не называю, ибо слышу от многих, что он папешник, лукавый человек».
 Высокая идея Третьего Рима у патриарха Никона отнюдь не была чисто государственнической, его взгляд был истинно христианским на устройство мира, в котором духовное и мирское находятся в неразрывном единстве при главенстве духовного начала. «Иерусалим», «Новый Иерусалим» — его цель. Он хотел предначинания на Земле Небесного царства, устройство земного по закону небесного.
 Вместе с Алексеем Михайловичем они заложили захватывающую идею всемирно-исторического духовного возвышения России, необходимости стать ей духовным светочем для всего человечества. И это всколыхнуло ее врагов, заставило их объединиться. Итогом борьбы видимых и невидимых за духовное торжество, к сожалению, стал раскол отнюдь не между церковью и старообрядцами, а во всей единой русской, общественной жизни (где церковность была «полнотою наполняющего вся во всем»). Духовный Раскол пошел во всем, по всем линиям, получил свое полное развитие при Петре I и вывел общество на крах самодержавия и кризис начала XX века. Как писал протоиерей Лев Лебедев: «К чему все это привело русскую монархию — хорошо известно из истории. «Рим» и «Иерусалим». Мирское и духовное разошлись, разбежались на огромное расстояние». Внешнее могущество расходилось с духовным смыслом. Ой, сколько тут аналогий и прошлых, и современных. Ныне раскол духовности и власти не меньше, а больше и по многим линиям. Вот стихотворение Николая Зиновьева, на которое я наткнулся в «РЖ XXI век» (№ 1), когда еще раз прочитал там лекцию архиепископа Антония Храповицкого о патриархе Никоне. Нас все время убеждали, что надо приобщаться к Западу: то к папизму-латинизму, то к капитализму-марксизму, то к новой цивилизации — глобализму. Ретивые правители сокрушали духовную самобытность России, объявляя ее отсталой, ретроградской, азиатской, несовременной и разрушали, разрушали! И каждый раз мы от чего-то отказывались и обретали худшее.
 Вот это стихотворение Н. Зиновьева «Железный занавес»:

Рухнул занавес. И что же?
И решили господа
Пропадать ему негоже —
Эй, подать его сюда!

Протащили по болотам.
Тяжеленный паразит
Между властью и народом
Он теперь у нас висит.

 Преодоление средостения между властью, церковью и народом на примере исторической судьбы Патриарха Никона и есть предмет нашего сегодняшнего разговора.

Валерий ГАНИЧЕВ, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора

от 16.04.2024 Раздел: Июнь 2005 Просмотров: 609
Всего комментариев: 0
avatar