Добавлено: 21.02.2024

Великий богослов и просветитель

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка. С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался в работники к богатым соседям. Тринадцатилетним отроком был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.

В семинарии дети богатых родителей потешались над будущим святителем, в ту пору — бедным юношей-семинаристом. Об этом Тихон Задонский так вспоминал: «Найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: “Величаем тя, святителю!”» Дразнили, не думая, что их слова окажутся пророческими.

Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа, викария Новгородской епархии. Посвящение было промыслительно: из восьми жребиев трижды вынималось его имя.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». В «Окружном послании» призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. «Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке.

В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай — празднование в честь Ярилы. Святитель много сделал для того, чтобы люди вернулись в храм. Но ещё оставались привычки, народные традиции общественных гуляний с их нескромными играми и разнузданным пьяным весельем. Святитель называл их пожаром, опустошающим души. Неудивительно, что святитель Тихон стремился прекратить это беснование. Однажды он явился на площадь и произнёс грозную речь, обличая непотребный праздник и угрожая отлучением от Церкви. Услышав святителя, народ разошёлся по домам. В воскресенье в соборе он произнёс такую проповедь, что люди плакали, а потом приходили к нему и стоя на коленях со слезами на глазах каялись. Праздник, посвящённый языческому богу солнца, больше уже никогда не проводился.

В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна.

Святитель часто навещал сидельцев в Елецкой тюрьме, вёл с ними душеспасительные беседы, располагая к покаянию. Привыкший с детства к бедности, до конца своей жизни ничего не имел — простая келейная обстановка, весьма скудный стол. И каждый раз, садясь за трапезу, думал о бедняках, у которых сейчас нет еды, и начинал упрекать себя за то, что мало трудов, как он считал, посвятил Церкви и всегда при этом плакал.

В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества — «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» — и в жизни своей воплотил этот идеал. Строго хранил уставы Церкви, ревностно посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также — «Об истинном христианстве» (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною — я и достоин того за грехи мои». Часто говорил в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» — и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Другой раз пришлось ему беседовать с богатым дворянином, поклонником Вольтера. В разговоре он сумел кротко, но уверенно опровергнуть все безбожные доводы собеседника, а тот, в гневе, ударил святителя по щеке. А святитель, упав на колени, стал просить прощение у дворянина за то, что вызвал в нём гнев. Это произвело на гордеца такое сильное впечатление, что впоследствии он вернулся к Православию.

Исследователи творчества и духовного пути святителя убеждаются, что Задонский чудотворец достиг не просто святости, а высших ступеней святости. Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего.

Он часто видел Божественный свет. Первый раз — в Великом Новгороде. Тимофей был у друга, вышел на крылечко, стоял там, размышлял — вдруг разверзлись небеса, и молодой человек увидел «...такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя». Впоследствии, по свидетельствам его келейников, это многократно повторялось в Воронеже.

В Задонске ушедший на покой епископ однажды, во время написания книги «Об истинном христианстве», сподобился другого чудесного видения. Глядя на висевшую перед ним картину распятия и духовными очами созерцая крестные муки Спасителя, святой вдруг увидел, что Христос, израненный и окровавленный, сходит с Голгофы и идет к нему. Дважды подвижник видел Божию Матерь. Он к этому пришел через великие болезни.

В 1778 году в тонком сне ему было видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей».

Святитель Тихон предсказал многое из судеб России. Предсказал ужасное по масштабам бедствия наводнение 1777 года в Петербурге. В 1778 году предсказал многие эпизоды из царствования Александра I, войну с Наполеоном и победу в ней русского оружия.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни.

Его творения настолько проникновенны, что многие черпали в них вдохновение, которое рождало литературные образы, как например старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы» великого русского писателя Ф. М. Достоевского.

В дореволюционное время Задонская обитель стала любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь в Иерусалим, они считали своим долгом вначале посетить Задонск, затем Киев, и далее уже шли во Святую Землю.

В 1861 году 13 августа (26 августа по новому стилю) состоялось прославление Задонского чудотворца. В небольшой Задонск с населением в семь тысяч человек прибыло на великое церковное торжество огромное число верующих. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) писал: «Господь утешил Церковь Свою открытием мощей святителя Тихона. Народа считают от двухсот до трехсот тысяч. Благоговение было великое. Двадцать или тридцать случаев благодатных исцелений записано, а было… сто и более».

Ныне в память святителя более двадцати лет проводится Международный форум «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». В нем принимают участие представители многих городов России, ученые из Польши, Болгарии, Франции, Японии, Сербии, Украины, Узбекистана.

Из духовных поучений святителя Тихона Задонского

Помни всякий христианин, что Бог есть, и что Он не только на дела твои, но и на самыя твои мысли и намерения смотрит, и что ты нигде ни с чем от него утаиться не можешь.

Помни, что Он жизнь твою, здравие и силы хранит, и что какое ты ни имеешь в жизни твоей благополучие, все Он тебе даровал.

И так благодари Ему всякой час за оказуемую тебе от Него милость, люби Его всем сердцем, почитай Его, повинуйся Ему во всем, и призывай Его в помощь во всяком деле твоем. Когда Он тебе поможет, то все твои дела и труды всегда будут приносить тебе пользу, и иметь успех.

Помни, что Небесный Отец послал в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, веруй ты в него, и повинуйся Божественному Его учению, которое в Евангелии тебе открыто, и здесь кратко изображено, чтоб тебе исполнить обещания, какия ты дал Богу при крещении, наследовать вечную жизнь, и не напрасно называться христианином.

В воскресныя и праздничные дни приходи в церковь, и падши с благоговением пред Богом, приведи себе в память все милости, какия ты от Него получил: благодари Ему за оныя от всего твоего сердца, и обещайся в знак твоей благодарности жить так, как Он тебе приказывает. Сие есть угоднейшая Богу жертва.

Не только о себе старайся, чтоб ты был добродетелен: но жену, детей и домашних твоих наставляй на всякое доброе и Богу угодное дело. Берегись при них не только худое делать, но и говорить, чтоб тем не приучить их ко злу: так почиет на доме твоем Божие благословение.

Помни всегда, что ты для того в свет родился, чтоб тебе всем, сколько возможно, во всяком случае добро делать.

Люби не только ближних и благодетелей, но и самых врагов твоих, чтоб ты тем и их усмирить, исправить и добрыми людьми сделать мог.

И так не дерись ни с кем и не бранись: и хотя б кто тебя и обидел, старайся, сколько можно, сие снести, и при случае добро ему делать.

Берегись не только скверных дел, но и слов, чтоб не только по делам твоим, но и по словам ты был чистый и непорочный человек.

Ничего ни у кого не кради и не отнимай, а будь доволен тем, что ты своими трудами наживешь.

Будь трудолюбив, и убегай праздности: ибо как трудолюбие угодно есть Богу, так напротив праздность, как источник всякаго зла, есть грех весьма Ему противный.

По материалам из открытых источников
от 27.04.2024 Раздел: Февраль 2024 Просмотров: 3425
Всего комментариев: 0
avatar