Добавлено: 17.08.2021

Великое прославление

К 20-летию канонизации адмирала Федора Ушакова

Канонизация адмирала Российского флота Федора Ушакова в лике местночтимых святых Саранской епархии состоялась 4–5 августа 2001 года в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре. В 2004 году прошло общецерковное прославление великого флотоводца.

О тех незабываемых днях вспоминает Валерий Николаевич Ганичев, в прошлом председатель Союза писателей России, так много сделавший для прославления адмирала флота Российского.

Прославление святого праведного Федора Ушакова проходило торжественно, светло, радостно.

Молитвы взвились в небо, Всенощное бдение началось, слаженно запел священнический и монашеский хор. А затем крестный ход к небольшой церкви с гробом, где находились честные останки Федора Ушакова. Вначале хоругви, митрополит Кирилл, другие иерархи и адмиралы. Такого количества адмиралов мордовская земля еще не видела. Отныне Мордовия — морская держава. Небо серое, сумрачное, порывы ветра несут темные тучи. Не было бы дождя. Подошли к церкви. Я остановился со Светланой у самого входа, туда уже не войти. Митрополит, священство совершают литию, из церкви идет голубая дымка ладана. Лития завершена, адмиралы берут на плечи гроб с честными останками и делают шаг из храма. Стою рядом с ними. И тут совершается одно из чудес: небо расступается, и прямой плотный небесный столб света падает на выход из церкви. Процессия высвечивается, над Федором Ушаковым расходятся тучи. Тысячи людей ахают, молятся. Вот и чудо! Замешкавшийся оркестр грянул: «Гром победы раздавайся!» Радостная и светлая волна людей идет к бюсту адмирала перед монастырем. Командующие, моряки под знаменами флотов.

В монастыре началось торжественное прославление, под бой колоколов зачитали текст деяний нового святого Русской Православной Церкви. Свершилось! Возносились молитвы, звучали псалмы и песни в честь нового святого. Владыка Кирилл первый подошел к мощам и приложился, за ним архиереи, монахи, адмиралы. Я стоял с иконой Федора Ушакова справа от алтаря и молился, иногда смахивая слезы. Подошел к мощам, приложился. Святой праведный Федор адмирал Флота Российского, отныне ты будешь в душе у православных русских людей, у наших воинов, от тебя ждут заступничества наши моряки!

А над головой снова творились чудеса, в разрезе туч над монастырским двором образовался крест…

Литургия была красива, красочна, возвышенна и радостна. Сияло солнце, березовый ряд под легким ветерком склонял свои вершины к скинии. Народ все прибывал. Хозяева потрудились на славу. В лесу стоят палатки, там и в бывшем пионерском лагере, в машинах ночевало несколько тысяч паломников, богомольцев да и туристов (говорят, десять-пятнадцать тысяч). Мы ночевали тоже в прохладном, даже холодноватом домике в лагере над красавицей Мокшей. В домах рядом пели глубоко за полночь.

Литургия закончена. Хор поет славу…

При подъезде к Москве солнце приобрело пурпурный цвет и садилось в четко образованную из облаков нишу, разбросав свои лучи по гребешкам. Да, для меня это был один из самых возвышенных и красивых дней моей жизни, самых одухотворенных, обрамленных чудесами и проявлением Божией воли. А чудеса продолжались. На трапезе командующий Черноморским Флотом обратился с просьбой передать (был ведь еще и командующий Украинским Черноморским флотом) частицу мощей их флоту, другие тоже говорили об этом. Митрополит Кирилл на утро сказал, что принято решение, и частицы мощей святого праведного Федора Ушакова будут переданы храмам этих флотов.

Валерий Ганичев


Архистратиг державы Российской

К чему призывают нас святые?

Пример тому, чем и как надобно предварять наши дела, являет святой адмирал Феодор Ушаков. Сохранилось драгоценное свидетельство о его жизни в Севастополе, когда, будучи командующим Черноморским флотом и осуществляя начальствование над городом и портом, он (цитируем его биографа Н. Д. Бантыш-Каменского) «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность… каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных, а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной…» Нам это кажется удивительным — как минимум четыре часа ежедневной молитвы! — а для него это было нормой. Будучи человеком чрезвычайно занятым, причем важнейшими государственными делами, он предварял их усиленным молением, закладывая прочное основание всех своих последующих дел.

Перед военно-исторической наукой ныне встает задача серьезного переосмысления всего наследия великого адмирала, чья флотоводческая гениальность и непобедимость была следствием всецелого упования и несомненной доверчивости Творцу. «Бог с вами! — писал в боевой инструкции Феодору Ушакову князь Потемкин. — Возлагайте твердую на Него надежду. Ополчась Верою, конечно, победим».

Прославляя воина Феодора, Святая Церковь напоминает нам, что воинское служение, защита Отечества — священны, и что воинское делание — столь сложное и трагическое — не только совместимо с высокой христианской нравственностью, праведностью, святостью, но и обязано таковым быть — при соблюдении единственного условия: вот этой неразлучности воина и христианина. Для нынешнего времени это указание Церкви — чрезвычайно важно…

Ныне, как никогда, должно служить Отечеству так, как служил ему Феодор Ушаков. Кто бы ты ни был: политик, дипломат, военный — всякий человек, подвизающийся на поприще государственном, должен сознавать, что Отечество — это категория священная, и служить ему надобно не за страх и не за выгоду ту или иную, а с чистою совестью. России нужен не безответственный чиновник, на своем посту заботящийся лишь о себе, и даже не просто честный, добропорядочный исполнитель тех или иных заказов или политической конъюнктуры, а нужен христианин, который несет свое государственное служение как врученное ему Богом.

Игумен Венедикт (Кулешов)
от 28.03.2024 Раздел: Август 2021 Просмотров: 619
Всего комментариев: 0
avatar