Добавлено: 08.11.2015

Восхождение на Синай

Цифры и имена

Иногда большие цифры погибших уменьшают чувство трагедии. Когда слышишь, что погиб один-два-три человека, это сильнее переживается, нежели когда слышишь – сто-двести-триста... Видимо, нам не хватает чувства сострадания, чтобы вместить всю боль сотен или тысяч людей.

По настоящему я ощутил масштаб произошедшей над Синаем катастрофы самолета А321, когда скачал из интернета имена всех 224 погибших и прочел их на заупокойной ектенье на воскресной службе. И без того страшная цифра стала 224 именами людей. Когда я читал этот список, он мне показался каким-то неестественно большим и бесконечным. Практически все имена – православные, за исключением 2-3. В списке были указаны фамилии и год рождения. Это в большинстве оказались молодые люди, в лучшем случае – среднего возраста. Многие фамилии повторялись 2-3 раза, очевидно, что это одна семья. Винник Марианна (род. – 26 мая 1987 года) погибла с двумя детьми-младенцами: Александрой (род.– 6 февраля 2012 г.) и Дмитрием (род. – 6 сентября 2013 г.). Всего погибло 25 детей, из них шестеро до 3-летнего возраста, младшей, Дарине Громовой, было всего 10 месяцев. Можно только представить себе горе их близких.

Каждое имя отдавалось в сердце глубокой болью. Как-то инстинктивно хотелось быстрее прочитать этот список, чтобы он прекратился, уменьшился... Чтобы прочитать все имена, понадобилось более пяти минут. Подумалось, наверно, примерно столько же падал самолет... Успел ли кто-нибудь из них помолиться в эти ужасные минуты или секунды?! Нам теперь нужно молиться за всех них...

Трудно сдержать слезы на такой молитве. Все эти люди могли бы жить и жить. Смерть их настигла в воздухе, совершенно внезапно, как говорится в церковных текстах, «напрасно»... В тот день боль коснулась каждого русского сердца. Особенно тяжело нам, петербуржцам. Ведь это наши земляки, сограждане. Мы с ними жили в одном городе, встречались на улицах, в метро, может быть, кто-то из них заходил в мой храм. Алтарник Владимир перед службой сказал, что в самолете были знакомые его друзей.

Катастрофа и Неопалимая Купина

В чем смысл этой трагедии? Вновь и вновь возникает этот вечный вопрос: почему Господь попускает такие трагедии? Общий христианский ответ о смысле страданий давно известен. Всему причина наша греховность. Но когда этот вопрос встает в конкретной ситуации перед лицом совершенно конкретной трагедии, то этого общего ответа не хватает, встает еще много вопросов: почему именно эти люди пострадали, почему именно сейчас и почему именно дети? Ведь эти люди не грешнее, нежели все мы... И в чем виноваты дети? На эти вопросы еще никто не ответил с арифметической точностью.

Вся эта катастрофа – какая-то загадочная и необычная (хотя бывают ли обычные?!)

Во-первых, это крупнейшая катастрофа по числу погибших в истории российской гражданской авиации. Во-вторых, с нею связаны действительно таинственные обстоятельства. Обращает на себя внимание само место крушения. Ведь это библейский полуостров, по которому проходило сорокалетнее странствование израильского народа из Египта в землю Обетованную. Этот полуостров – святая земля, имеющая особенную важность и значение для нас по тем событиям, которые здесь совершились. Самолет пролетал вблизи той самой горы Синай, на которой Бог дал через Моисея человечеству Закон Божий, те десять заповедей, которые лежат в основе христианской нравственности. В Писании эта гора называется горою Божиею. На Синай с древних времен удалялись христиане от гонений, здесь укрывалась великомученица Екатерина и позже был основан монастырь, посвященный ее имени. Сюда стремились древние подвижники, достаточно вспомнить преподобного Иоанна Лествичника, который на Синае написал великий учебник духовной жизни – книгу «Лествица». По духовной значимости гора Синай стоит в одном ряду с такими горами, как Голгофа, Фавор, Елеон.

Как понять то обстоятельство, что самолет, загоревшись в воздухе, рухнул на землю, где некогда Моисей на вершине горы Синая сподобился увидеть горящий куст Неопалимой Купины?

Все это заставляет воспринимать эту катастрофу, независимо от ее причин (техническая неисправность или терракт), как событие особой духовной важности.

Также невозможно не отметить, что трагедия произошла в праздник американского происхождения «хеллоуин», столь быстро продвигаемый пиар-агенствами на Руси. Основными темами «хеллоуина», как известно, являются смерть, зло, монстры, призывание демонических сил. В этот день к нашему храму на моих глазах подошла группа молодых людей в нелепых одеждах с имитацией рожек на голове, и они стали театрально креститься у церковной двери, ерничая и прыская от смеха. В это время никто еще не знал о трагедии.

К сожалению, «хеллоуин» продолжился и в дни траура. Вакаханалия кощунства распространилась на некоторых сайтах интернета. Катастрофа стала прямо-таки подарком нашим недоброжелателям. Они тут же поспешили истолковать ее как «возмездие» России за Сирию или за Украину. Даже глумливый Charlie Hebdo тут же поспешил повысить тираж, опубликовав кощунственные карикатуры на крушение российского А321.

Как хотелось бы напомнить нынешним «клеветникам России», что даже добрейшей души писатель Чехов считал, что «издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо».

Нам предстоит большой духовный труд пережить эту беду и глубоко осмыслить ее.

Общенациональные грехи

Если есть смысл бытия, смысл жизни, в чем верующий человек не может сомневаться, значит, есть и смысл страданий и конкретных трагедий. Все дело здесь в том, что такие общенациональные трагедии попускаются свыше за наши общенациональные грехи. И в этом смысле на месте погибших мог бы оказаться каждый из нас.

Есть ли у нас такие общенациональные грехи, которые мы совершаем не отдельно друг от друга, а именно вместе, как народ, как одно целое? В том-то и дело, что есть! Мы только в этом редко признаемся сами себе как народ, а тем паче еще более редко каемся.

Такие трагедии напоминают нам об этом.

На борту аэробуса погибло 25 детей, 10 из них были младенцы. Мы ужасаемся их гибели и сугубо скорбим о них. Но почему же мы не вспоминаем о тысячах и тысячах младенцев, которых ежедневно убивают матери в своих утробах? В этом грехе Ирода мы смогли опередить всю планету. Почему мы не квалифицируем аборты как террористический акт против наших детей и как нашу национальную катастрофу?!

Да и в целом демографическая ситуация в стране остается отрицательной (прирост населения наблюдается только в отдельных южных регионах). Мы рожаем меньше, чем умираем. А ведь это тоже грех. Господь ясно сказал нашим прародителям «плодитесь и размножайтесь». Если бы у Адама и Евы была такая же рождаемость, как у нас сейчас в стране, человечество бы вымерло на заре своей истории.

А проблемы алкоголизма, наркомании, курения... Здесь мы тоже впереди планеты всей. В некоторых регионах страны на 100 тыс. населения уже приходится 7000 наркоманов, то есть один на 15 человек. Это уже реальная угроза нашему национальному бытию.

А разрушение института семьи?! Сегодня настолько распространились так называемые «гражданские браки», которые на самом деле являются обыкновенным блудным сожительством без всяких взаимных обязательств, что это считается едва уже не нормой жизни. Очевидно, что более всего от такой «новой нормы» страдают самые незащищенные – женщины и дети.

Вдобавок к этому более половины официальных браков заканчиваются разводом. Признаюсь, последние годы стало трудно венчать. Смотришь на жениха и невесту и невольно душит мысль: надолго ли? Не придется ли развенчивать? Вот уж и новое слово появилось в церковном лексиконе – «развенчание».

Все это – наши национальные проблемы, а если называть вещи своими именами, – наши общенациональные грехи.
Обо всем этом заставляет нас задуматься Синайская трагедия. Зачем мы живем как народ? Есть ли у нас общая идея и цель, общий смысл нашего национального бытия? Господь попускает нам трагедии, чтобы мы очнулись, чтобы мы опомнились. Это удар небесного колокола, который зовет к покаянию. Этот колокол звонит к нам и о нас...

Чувство собственного народа

Но страдание должно нас подвигнуть на делание, тогда прав будет мудрый Кант, говоривший, «страдание – это побуждение к деятельности».

В такие дни скорби и траура мы становимся ближе друг к другу. Мы обретаем бесценное чувство общей боли, мы вспоминаем, что мы один народ, одна большая семья. Происходит удивительное чудо: люди, которых мы не знали, становятся нам близкими. Мы молимся о них как о наших братьях и сестрах. Их утрату мы ощущаем как свою личную. Пусть даже погибшие были в большинстве не воцерковленные люди, но это не имеет принципиального значения. Они все равно наши, часть нашего народа, часть нас самих.

Я называю это чувством собственного народа (по аналогии с чувством собственного достоинства). Патриотизм подразумевает не только любовь к Родине как месту, где ты родился, но и к народу, в котором ты родился.
Эта трагедия на святой Синайской земле должна нас заставить посмотреть на ближних иначе. Почему мы сожалеем только о погибших, давайте посмотрим вокруг себя и пожалеем тех, кто пока еще рядом с нами. Может быть, если мы будем жалеть и любить наших ближних, тогда и катастроф на земле станет меньше?!

На месте авиакатастрофы на Синае должен быть построен храм-на-крови

«Кто страдает, тот помнит» – говорили древние. Безусловно, нужно не забыть об этой утрате. Нужно уже сейчас поставить перед египетскими властями вопрос о возведении на месте крушения самолета православного храма-памятника на крови в соответствии с русской традицией, который станет местом нашей молитвы, местом поминовения наших братьев и сестер и местом нашего паломничества (я бы посвятил этот храм Всем святым!) Это была бы частица Русской Земли на Синае. Тогда бы жертва, принесенная Россией, стала бы краеугольным камнем нашего Русского Синая, нашим восхождением на Синай.

Протоиерей Геннадий Беловолов,
настоятель храма св. Иоанна Богослова.
Санкт-Петербург

Фото: http://telegraf.com.ua/
от 20.04.2024 Раздел: Ноябрь 2015 Просмотров: 1496
Всего комментариев: 0
avatar