Добавлено: 06.12.2025

Вспоминая владыку Иоанна (Снычёва)

Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи — жестокой, алчной и беспощадной.

Сегодня нам как никогда важно понять, что все, происходящее ныне со страной, есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития. Осознав себя так, сумеем преодолеть тот страшный разрыв — болезненный и кровоточащий, — что стал следствием второй Великой русской Смуты, вот уже более семидесяти лет терзающий нашу землю и наш народ. Мы больше не можем позволить себе делиться на «белых» и «красных». Если хотим выжить — надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры.


Митрополит Иоанн (СНЫЧЁВ),
из книги «Битва за Россию»


2 ноября 2025 года, в 30-ю годовщину кончины Владыки Иоанна (Снычёва), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, в гостинице «Даниловская» в Москве состоялось Предсоборное Совещание православно-монархических организаций России.

На совещании выступили руководители различных православных патриотических организаций, общественные и политические деятели. Выступающие говорили о великой роли митрополита Иоанна, который своим словом смог воздействовать на многомиллионную аудиторию в самое тревожное и переломное время для страны. По сути — то, что в России не разгорелась братоубийственная гражданская война — это заслуга владыки Иоанна. На совещании также обсуждались темы выбора идеологии, необходимой нашему государству, военные события на Донбассе, проблемы духовного просвещения нашего народа.

Мы публикуем некоторые выступления.

Владыка Иоанн — провозвестник Промысла Божьего о России

Дорогие друзья! Мы собрались сегодня на внеочередное Совещание, посвященное духовному наследию Владыки Иоанна (Снычева).

Время идет, события набегают одно на другое так быстро, что мы не всегда успеваем за ними. Кажется, утрачена даже какая-то размеренность жизни и все превращается в поток хаоса. И война, и внутренние изменения, которые то радуют, то огорчают. Но наше Совещание сегодня посвящено духовным и идеологическим вопросам, хотя нас интересуют и текущие, практические дела, и выступления на эти темы, волнующие наше сообщество, будут тоже…

Владыка Иоанн, который появился на общественном горизонте в качестве митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в начале 90-х годов, пришел к нам не как деятель и представитель текущих событий, а как вестник от Бога. Почему так? Православная Церковь Христова существует уже две тысячи лет, и при советской власти она существовала в России, но, как вы знаете, как бы подпольно. Правящая коммунистическая верхушка делала все, чтобы изолировать Её, чтобы на наши праздники церковные никто не ходил, чтобы детей не крестили, чтобы проповедь не звучала, хотели её уничтожить, и только где-то с 1988 года началось потепление, Церковь стала, что называется, потихоньку выходить в народ. Началось возвращение храмов, народ пошел в храмы. Я помню это с Праздника Славянской Письменности и культуры в Великом Новгороде, в год Тысячелетия Крещения Руси. (В зале, возможно, есть люди, которые участвовали в том незабываемом празднике).

Так вот, с того времени Церковь получила некоторую свободу, ей были возвращены важные права, впервые массовым тиражом напечатана юбилейная библия. Но привычка, можно сказать, к подпольному существованию, память о репрессиях, породила особую осторожность в церковной среде. И это сделало нашу земную Церковь, в чем-то похожей на протестантскую.

Вы знаете, что помимо существенных духовных и канонических различий, у протестантов есть ещё одна особенность. Они считают, что вера — это частное дело человека. Хочешь верить — верь, ходи в свою кирху и молись, но в дела государственные со своей верой вмешиваться не смей. Точно так же и коммунисты, большевики, в первую очередь отделили Церковь от государства.

А православная Церковь, начиная со святого равноапостольного императора Константина Великого, — на протяжении сотен лет была именно государственной Церковью. Союз Церкви и государства сопутствовал Церкви в её духовной душеспасительной деятельности, а государство опиралось на Церковь, видя в ней опору общественной нравственности и благочестия до самой богоборческой революции 1917 года.

И это не случайно — так пожелал сам Господь Иисус Христос, явившийся Ромейскому императору Константину и повелевший ему побеждать своих врагов с помощью святого Креста Господня, тем самым учредив христианскую государственность. А пожелал Он так, смею сказать, потому что есть Промысл Божий о Церкви и о народе Божием. Так Церковь и народ Божий после кровавых гонений первых веков обрели защитников в лице христианского Императора Константина и всех следующих христианских Царей.

Вот и русский народ, народ православный, и в своем нынешнем состоянии находится в особом положении в Промысле Божием. Потому что как наследники своих предков мы должны быть носителями этой великой святыни, то есть должны быть членами Церкви, нести в себе Тело и Кровь Христовы до последнего дня существования Земли. Мы подданные Державы — Третьего Рима.

Но тогда, в начале 90-х, о Третьем Риме почти никто не вспоминал. Слава Богу, власти дали возможность Церкви выйти из подполья, начать общаться с людьми, разрешили звонить в колокола, крестить детей, произносить проповеди, разрешили восстанавливать разрушенные храмы… То есть у Церкви изменились отношения с властью и на фоне борьбы с коммунизмом, демократы разрешили заниматься и духовной деятельностью, даже позволили крестные ходы…

И вот в то время раздался совершенно необычный глас одного из иерархов Русской Православной Церкви, совершенно не согласованный ни с властями, ни со священным Синодом, ни даже со святейшим патриархом Алексием II, его другом, обращенный ко всему потрясенному государственной и общественной смутой русскому народу...

Митрополит Иоанн обладал удивительным качеством. Он в своей общественной деятельности вел себя как дитя, — все помнят заповедь Божию, обращенную к ученикам: «Будьте как дети», — и он, как истинный ученик Христов, не обращая внимания ни на какие отношения, ни на какую ненависть со стороны окружающих, исповедовал Истину, начав и продолжая свои потрясающие публикации. И до сих пор он так и остался единственным из иерархов, который говорил всё, не смущаясь обстоятельствами, не пытаясь приспособиться к мнению сильных мира сего, публично говорил правду, ссылаясь на Господа Иисуса Христа, говорил с любовью к Богу и ближнему, к России и русскому народу.

Владыка был несомненно духовным человеком. Когда владыка во время литургии молился в алтаре, он плакал, и было необычайное благоухание вокруг. О чем это говорит?

Этот плач святой, его может понять только человек, который чувствовал себя в Боге и Бога в себе. Это одновременно, как было сказано, и скорбь о своих грехах и необычайная радость от присутствия Господа. То есть владыка жил как старец с Богом в душе.

Такие люди, как владыка Иоанн, такие старцы: схиархимандрит Илий, отец Кирилл (Павлов), отец Николай Гурьянов — они провозвестники Божией воли!

Поэтому нельзя смотреть на произведения митрополита Иоанна как на обычные публицистические работы, которые пишутся от чьего-то имени, в чьих-то интересах, с какой-то, может быть, политической целью борьбы с конкурентами. Да нет же! Владыка Иоанн провозвестил нам то, что он знал о Промысле Божием!

Если мы задумываемся о Боге, мы должны понимать, что у Бога есть Промысл!

И в связи с этим, интересно, на мой взгляд, что значит у апостола Павла Удерживающий. Некоторые говорят, что это Царь. Другие говорят, что это Святой Дух. Вот люди давно спорят о смысле этого понятия. Что имел в виду апостол? И в связи с этим есть предположение: Удерживающий — это Дух Промысла Божьего.

Бросим взгляд на историю ХХ века. В 1917 году после заговора и предательства элит, после отстранении от власти святого Помазанника Божьего Государя Николая Второго началась смута и Россия, к сожалению, была захвачена бесами.

И в 1991 году опять смута, опять революция, но с другими лозунгами и опять к власти приходят люди, которые удивительно напоминают тех, что пришли в 1917 году. Значит это опять бесноватые. Сейчас мы это все понимаем, что это были бесы. И многие из них уже заграницей. И все они там неплохо устроены, потому что наворовали и улетели. И многие из них поносят нашу страну, выражая ей свои ненависть и презрение. Но что за вывод мы можем сделать? А мы можем сделать вывод, что в обоих случаях проявил себя здесь Промысл Божий, который вмешивается и направляет события так, чтобы мы вернулись на промыслительный путь развития!

В 17-м году развитие страны было прервано потому, что элита, а за ней и многие из народа, стали отпадать от православия в протестантизм и атеизм, увлеклись делами прогресса, капитализмом и парламентаризмом, стали считать Церковь чем-то мало значащим в жизни, забыли о спасении души, отпали от Бога и предали Его Помазанника… И тогда Промыслом

Божиим было попущено нашествие иноплеменников-атеистов такое кровавое, что мы до сих пор пожинаем плоды того геноцида, который они устроили. И это была расплата за атеизм, попущенная для излечения от атеизма.

И в 1991 году элита опять увлеклась прелестями зарубежной жизни, стала смотреть на Запад как на идеал, захотела «красивой» европейской жизни и получила то, что хотела. И это на фоне безбожных идеалов коммунизма, социализма, за которыми нет и не было иного вожделения, кроме материального равенства и потребительских удовольствий. И социализм рухнул. И планы его рухнули. И так Господь показал, что «без Меня не можете творить ничего».

Так дважды за одно столетие Господь исправил наши пути. Исправил наше упрямство, с которым стремились мы к своим иллюзиям благополучия.

Но, может быть, победили те, кто пришли на смену коммунистам? Да, нет же. Очевидно, что нет. Никакого сращивания, как демократы планировали, с Западом не случилось. Напротив, почти полный разрыв, на грани ядерной войны! Вот, что значит действие Удерживающего, действие Промысла Божьего. Но и от нас, конечно, тоже многое зависит. От нашего понимания и покаяния.

Вот поэтому митрополит Иоанн (Снычев) и провозглашал своими трудами ни что иное как действие Промысла Божьего в нашей истории. Он жил среди нас, но принадлежал Небу. И ему было важно рассказать русским людям правду о Боге, о Его Промысле, о России и Церкви… Во славу Божию и России он это сделал.

И теперь мы знаем, что своим Промыслом Господь ведет нас к будущему монархическому государству-державе, чтобы мы жили в нем в любви по Закону Божьему.

Дмитрий МЕРКУЛОВ,
председатель Координационного Совета Предсоборного Совещания
православно-монархических организаций


Вести нашу Родину к великой славе

С момента кончины митрополита Иоанна (Снычёва) прошло тридцать лет. Эти годы надо вспоминать, и я вспоминаю их с теплотой.

В 1980-х, будучи журналистом газеты «Правда», я общался со своими друзьями, которые работали в «Советской России». Когда я прочитал в их газете статью митрополита Иоанна (Снычёва), она меня так потрясла, что не мог себе места найти. Я пытался осмыслить то, о чём писал владыка, и в это время произошло несколько удивительных встреч.

Не без Промысла Божия, потому что я работал в коммунистической газете, мне удалось выпустить стотысячным тиражом специальный выпуск газеты «Правда», который я назвал «Храм Христа Спасителя». Там рассказывалось о строительстве храма, его разрушении и о том, что он будет обязательно восстановлен. После этого меня пригласил Святейший Патриарх Алексий для беседы. Я поделился с ним планами о создании православной народной газеты, которая объясняла бы важнейшие вопросы самым простым людям (как меня учили в «Правде»: чтобы эти строчки понимали и академики и кухарки).

Святейший Патриарх меня выслушал и спросил: «А как ты хочешь назвать эту газету?» И я рассказал ему удивительный случай, который произошёл у меня в семье. Размышляя над названием общероссийской православной газеты, я читал Иисусову молитву и укладывал своего сына-младенца, как вдруг услышал из кухни слова дочери, которая зачитывала матери стихотворение, заданное в школе. До меня донеслись слова: «Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная…» Эти строки меня ударили в самое сердце, я понял, что другого названия быть не может.

Я поделился этим со Святейшим Патриархом Алексием и, конечно, сказал о том, какое впечатление на меня произвела статья «Державное строительство» в «Советской России». Святейший Патриарх задумался и сказал: «Благословляю. Действуй. И запомни: ты в этой газете должен не только печатать официальные проповеди, но и говорить то, о чём я думаю, но не могу сказать».

Это была сложнейшая задача. И работы митрополита Иоанна во многом помогли. Мы неоднократно встречались с ним в Москве и Петербурге. Одна из встреча проходила не в официальной резиденции в Даниловом монастыре, а на квартире его друга. Потом я был в его резиденции в Петербурге, и меня удивила скромность его жилья. Мы с владыкой обсуждали вопросы, которые волнуют наш народ, и то, как донести до людей необходимые ответы. Я рассказывал ему о газете, о том, что я думаю, получал от него одобрения и благословения.

Однажды произошёл такой казус. Владыка Иоанн присылает мне гневное письмо, в котором пишет: «Андрей, я был участником Собора, где присутствовали все архиереи. Почему ты опубликовал материал об этом собрании, а меня нет на фотографии?!»

Я сказал, что я здесь ни при чём. И он ответил: «Андрей, я скоро приеду в Москву и привезу тебе очень важную статью». Прошло три дня. Я как раз был в кабинете у Николая Ивановича Державина, помощника Патриарха Алексия. Он снимает трубку, меняется в лице и говорит: «Умер владыка Иоанн». И я вспомнил последний разговор с ним по телефону. Он тогда сказал: «Андрей, запомни: самое главное — чтобы наш русский народ преодолел в себе беса разъединения, иначе мы ничего не добьёмся». Я считаю, что эти слова звучат как завещание для всех нас.

На похоронах владыки Иоанна вся территория Александро-Невской лавры была заполнена людьми. Я смог пройти проститься с ним только благодаря Николаю Ивановичу Державину.

Прошло тридцать лет, но так ничего и не изменилось, каждый занимается своим делом, хорошим и благородным делом, но беса разъединения мы так и не победили. А ведь в трудах владыки Иоанна есть вся программа наших действий.

Давайте над теми важнейшими проблемами, которыми сейчас заняты все русские люди, вся наша страна, вся наша держава православная, думать вместе.

Наша газета два года назад отпраздновала своё тридцатилетие. Мне хотелось бы сказать вам, что мы должны вместе трудиться и доносить не до десятков, а до сотен тысяч людей правду. И тогда мы сможем и преодолеть беса разъединения, и способствовать тому, о чём сказал преподобный Серафим Саровский: «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе». Эти слова, когда-то увидев их с изумлением, я поместил на первую страницу нашей газеты.

Давайте будем вести нашу Родину, Россию православную, к великой славе.

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ,
главный редактор газеты «Русь Державная»


«Чистота его жизни, глубокая вера воздействовали на наши души»

Дорогие братья и сестры!

Замечательно, что мы собрались почтить память митрополита Иоанна. У меня тоже есть что вспомнить о нём.

В 1992 году проходил третий съезд Союза православных братств в стенах Петербургской духовной школы. Я был одним из ведущих. Это была буря, натиск и грохот. Обсуждались темы прославления Царской семьи, выход из Всемирного совета церквей, т. е. проблема экуменизма. После выступления владыки Иоанна преподаватель духовной школы спросил его: «Владыка, а могли бы это повторить публично, перед всем священноначалием?» И он ответил: «Да».

Съезд начался со споров. Часть участников хотела, чтобы Съезд начался с пения «Боже, царя храни!» Это вызвало потасовку, где фигурировала казачья нагайка.

Дальше были моменты, когда Константин Юрьевич Душенов, сидя в зале, несколько раз вскакивал и выкрикивал речёвки. Началась перепалка с владыкой. Кто бы мог подумать, что в скором будущем эти два человека будут очень плодотворно трудиться.

На этом Съезде произошла сшибка между консерваторами и либералами в лице Сретенского братства. Самого отца Георгия Кочеткова не было на этом Съезде, но были его ближайшие соратники. Потом они вышли из Союза православных братств.

Чем запомнился владыка Иоанн? Казалось бы, официальное мероприятие, которое было согласовано с Патриархией. Конечно, Патриархия не очень представляла себе, во что выльется деятельность Союза братств. Видимо, думали, что это будет в благотворительном, социальном, просветительском русле, а тут такой мощный крен в сторону патриотики. И владыка, к удивлению преподавателей духовных школ, на это официальное мероприятие, скажем так, ворвался, и одет он был просто, по-домашнему, в подрясничке. Три дня бушевали страсти. И теперь я думаю, а прошло бы оно так, если бы не было владыки Иоанна. Он обеспечил нам свободный режим работы, обсуждения.

Через год следующий Съезд проходил уже в Москве. Когда я увидел владыку Иоанна, подумал, что сейчас он мне припомнит прошлый Съезд со всеми бунтарскими выходками. Но когда я приблизился к нему, то был удивлён той теплотой, которая от него исходила. Он был русским до мозга костей, плоть от плоти нашего народа. Уроженец Новороссии, Херсонской области. Ощущаемая чистота его личности, его жизни, его глубокая вера сильнейшим образом воздействовали на наши души.

В связи с православно-монархической темой сегодняшнего Совещания мне хотелось бы ещё сказать о моей поездке в Абхазию. Сейчас эта республика в церковном отношении находится в подвешенном состоянии. Нет епископа после известных военных событий, когда погибло несколько тысяч абхазов и тех, кто им помогал. И я?подумал, а что, если не монархия, могла бы сегодня позитивно воздействовать поверх всех условностей. Их княжество в 1810?году вошло в состав Российской империи, возобладала пророссийская партия после трёхсотлетнего османского господства. Императором Александром II была подарена икона «Знамение» храму Успения Богородицы в селе Лыхны (Гудаутский район), там, где находился княжеский дворец, абхазы собирались на народное вече.

Как мы сегодня можем помочь Абхазии? Ведь там половина из 250 тысяч населения имеют российское гражданство. Только адресно. В одном храме нужно установить иконостас, в другом — соорудить престол вместо обычного стола в алтаре и так далее. Священники, с которыми я встречался, говорят, что Турция может пустить корни в Абхазии и тогда ракетная опасность приблизится к границам России. Не будем же равнодушны, не будем замыкаться на проблемах только своего региона. Не нужно забывать ни об одном регионе, которые входили в Российскую империю. Она должна возродиться по максимуму, с Божьей помощью, благодаря грядущему царю самодержцу.

Игумен Кирилл (САХАРОВ),
настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке,
кандидат богословия
от 14.12.2025 Раздел: Ноябрь 2025 Просмотров: 100
Всего комментариев: 0
avatar