Добавлено:

Выйти из испытаний истории

Из интервью митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Интернет-сайту Православие.Ру

– Что для Вас, всю жизнь прожившего за рубежом Отечества, значит Россия?
– Я воспитывался в церковной среде, в которой слово «Россия» всегда означало очень многое. С одной стороны, Россия – конкретное географическое пространство, которое поминается в ежедневных богослужениях Русской Зарубежной Церкви, в которых чада Зарубежной Церкви называют Россию своим Отечеством: «О страждущей стране нашей Российстей и о православных людях ея, во Отечестве и в разсеянии сущия…». С другой стороны, для церковного сознания Россия означает гораздо больше географического пространства: это – устремленность ко Христу молящейся Русской Церкви, где бы она ни находилась. Как говорил митрополит Анастасий: «То, что мы называем нашим Отечеством, – это прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, – нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей». Слава Богу, за последние годы мы находим эту духовную атмосферу, общаясь с церковной Россией, посещая ее святыни, но и видя ее трудности и борьбу в современных условиях. Эта борьба – наша борьба, так как в основном пастырская задача в Отечестве и в рассеянии – одна: спасение душ человеческих.
– Вы несколько раз побывали в России, посещали монастыри и храмы. Что для Вас стало самым важным открытием, что порадовало в этих посещениях и что вызвало неприятие, огорчение?
– Радует, что Церковь в России имеет возможность выходить к людям, совершать апостольское хождение в народ. Священники служат и в больницах, и в местах заключения, и в школах, принося всем свет Евангелия Христова. Весьма отрадно видеть и то, что возрождается монашеская жизнь, издательская деятельность, воссоздаются древние святыни, разрушенные безбожниками. Почитание мучеников, пострадавших в ХХ веке, все возрастает, и люди стремятся к духовной жизни.
 Конечно, путь к полному возрождению веры и Церкви в России весьма тернист, и мы видели, что это связано с большими затруднениями и сложностями. В частности, проблемы и последствия советского времени дают себя знать, но, слава Богу, трудами духовенства и церковных людей оные постепенно преодолеваются. По моему мнению, главная задача, которая стоит перед пастырями в России сегодня, – это просвещение и воцерковление русского народа. Это подчеркивалось и священноначалием Русской Церкви. Людям необходимо помогать вникать в суть духовно-нравственного значения православных догматов, в смысл церковных таинств, богослужения и активной церковной жизни, чтобы они не только внешне участвовали в таинственно-благодатной жизни Церкви, но и внутренне, чтобы они осмысленно стояли в храме и получали от богослужения духовную пользу. Но для этого, как пишет святитель Григорий Богослов, «нужно самому просветиться, а потом просвещать», то есть священники должны постоянно работать над собой, над своим самообразованием, читать святых отцов и учителей Церкви. Нужно просвещаться молитвой и чтением Священного Писания, через которые мы встречаемся с Богом и развиваем личные отношения с Ним. Если священники будут создавать в себе определенную внутреннюю жизнь, не оставлять молитву, со смирением нести свой пастырский крест и стараться с любовью и снисхождением относиться к людям, то это станет наилучшей проповедью Православия.
 – В России часто бывают с паломническими поездками епископы, клирики и миряне РПЦЗ. С очень многими из них у православных верующих России сложились самые теплые, братские и дружеские отношения. Конечно, очень больно и для них, и для нас, когда на Божественной литургии ваши епископы и священники не причащаются с нами от одной чаши. Надеемся, что это печальное явление скоро будет в прошлом. Что же касается мирян, то кого-то ваши священники благословляют причащаться, кого-то нет. Есть ли разрешение Синода причащаться в храмах Московской Патриархии для мирян? Об этом спрашивают очень многие.
 
– Благодатность таинств в церквах в России не ставится под вопрос Русской Зарубежной Церковью, равно как и Московский Патриархат признает таинства, совершаемые священнослужителями Русской Зарубежной Церкви. Касательно же совместного причащения и сослужения, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в данном вопросе всегда придерживалась позиции священномученика Кирилла, митрополита Казанского: таинства признаются, но от совместного причащения следует уклоняться пока нет единомыслия. Иными словами, единая чаша возможна, когда мы можем сказать, что мы «единомыслием исповемы». Святитель Кирилл потому благословлял простым мирянам, далеким от забот священноначалия о церковном устройстве, причащаться в храмах юрисдикции митрополита Сергия: совесть этих мирян не смущалась ответственностью за церковное управление, они с чистой совестью участвовали в таинстве. Сегодня мы стоим на пороге того единомыслия, которое, даст Бог, единую чашу сделает возможной не только для паствы, но и для пастырей всей Русской Церкви.
 – Советы, которые Вам пригодились в жизни, и те советы, которые Вы сейчас можете дать молодым людям.
 
– Осуждение ближнего – наша общая болезнь. Как с ней бороться? Преподобный Ефрем Сирин дает хороший совет в своих творениях. Сей святой отец говорит, что Господь при сотворении каждого человека вкладывает в его сердце все Свое Царство. И вот, главная наша цель – сходить в глубины нашего сердца и найти это сокровище. Если мы со всем усердием займемся самоуглублением, то мы увидим множество внутренних ран, то есть собственных грехов и страстей. Мы познаем самих себя и станем совершенно иначе относиться к Богу и образу Его, отражающемуся в наших ближних. Мы, чувствуя боль от своих согрешений и страстей, почувствуем и нужду в Спасителе, в Великом и Верховном Враче, Который в силах нас исцелить и изменить. Мы перестанем осуждать наших ближних и начнем с сочувствием относиться к ним, долготерпя их согрешениям, недостаткам и слабостям. А это означает, что мы уже нашли этот клад. Поразмыслить над этим, позаботиться об этом призываю всех наших русских православных молодых людей.
 – Можно ли сформулировать главные проблемы, стоящие сегодня перед Зарубежной Церковью, перед Русской Церковью в Отечестве, перед Россией?
 
– После попущенного Господом лихолетия ХХ века перед всей Русской Церковью и перед церковной Россией стоит задача – выйти из испытаний нашей недавней истории с пользой для нас и для всей Церкви. Испытание Русской Церкви – как под ударами богоборческого режима, так и в условиях неизвестной доселе церковным канонам диаспоре – явил всей Православной Церкви новый опыт, новое свидетельство о Христе. Наша задача – вынести правильные уроки из испытаний ХХ века, чтобы о современной Русской Церкви можно было сказать словами апостола Иакова: «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его».

от 24.04.2024 Раздел: Май 2006 Просмотров: 521
Всего комментариев: 0
avatar