Добавлено: 23.11.2019

XXIII Всемирный русский народный собор

Из приветствия Президента РФ
В.В. Путина участникам XXIII Всемирного русского народного собора


Сегодня цивилизация сталкивается с серьезнейшими демографическими вызовами, а многие государства переживают настоящий кризис, разрушительную девальвацию фундаментальных нравственных, семейных устоев, которые веками и тысячелетиями определяли жизнь общества.

Глубоко убежден, уверенное движение России вперед, ее суверенитет и национальная безопасность в решающей степени зависят от сохранения и укрепления духовных основ, национальной идентичности, сбережения и приумножения русского и других народов России.

И наши действия должны быть сомасштабными этой исторической задаче. Уже реализуемые меры по демографическому развитию, поддержке рождаемости, снижению смертности, увеличению продолжительности жизни нам следует дополнить долгосрочной, рассчитанной на десятилетия стратегией.
Ее цель – воспитание поколений, для которых большая, многодетная семья, забота о ближних, о своих детях и родителях, ответственность за судьбу Отечества являются безусловными ценностями, смыслом и нормой жизни.

Этому должны быть подчинены наши планы и последовательная работа абсолютно во всех сферах: в просвещении, культуре, образовании, экономике, пространственном развитии страны, жилищном строительстве, благоустройстве городов и посёлков, в здравоохранении и социальной политике.
И конечно, нам необходимо объединение усилий государства и общества, подлинное соработничество с Русской Православной Церковью, другими традиционными религиями России.

Говорят участники собора


Сбережение исторических традиций народа, духовных ценностей

Еще в начале 2000-х годов Президент России предложил целый комплекс мер, направленных на улучшение материального положения и жилищных условий семей, включая материнский капитал, льготы по ипотеке и многое другое. В своем Послании Федеральному Собранию в 2012 году Владимир Путин говорил о том, что трехдетная семья должна стать нормой в России. Кстати, с тех пор количество таких семей в стране увеличилось более чем на 25%, и сегодня их более 1 600 000. Но этого мало. (...)

В 2018 году глава государства своим указом определил национальные и стратегические цели развития России на период до 2024 года. Первой среди национальных целей в этом указе названо обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России. Президент подписал поручение о проработке и подготовке стратегии народосбережения. Хотел бы подчеркнуть, что народосбережение — это и сбережение исторических традиций народа, традиционных духовных ценностей, среди которых крепкая семья, материнство, уважение к старости, здоровый образ жизни и многое другое.
Первый заместитель руководителя
Администрации Президента РФ
С.В. Кириенко


проводить иную финансово-экономическую и государственную политику


Определяя стратегию в этом главнейшем вопросе, от которого зависит судьба нашей страны на многие годы вперед, надо прежде всего видеть главную угрозу. Мы не в состоянии будем решить эту проблему обычными средствами. Если мы не поймем, что нам принадлежит сегодня 15 процентов территории суши, 30 процентов стратегических ресурсов, половина запасов чистой пресной воды и почти четверть всех энергоносителей. Для этого нужно проводить иную финансово-экономическую и государственную политику. В 1989 году нас было 120 миллионов. Сегодня осталось 100 миллионов. В этом году еще вымерло примерно 200 тысяч. Мы являемся единственной страной, которая такими ударными темпами теряет свое население. Все это вместе взятое свидетельствует о том, что финансово-экономическая и морально-этическая политика должна быть существенно преобразована. 

У нас в Государственной Думе в последнее время выступал Святейший Патриарх, он говорил о Святой Руси. Президент говорил о сильной государственности и державности, а Жорес Алферов призывал к советской справедливости. На мой взгляд, это и есть формула возрождения страны, если мы объединим это все вместе в своей практической деятельности, мы получим надлежащие результаты.

Но надо помнить, что главное для каждого из нас – иметь семью, в которой минимум три ребенка. У моего сына пять сыновей, у дочери два сына и Маша. Я тридцать лет живу в детском саду, своими глазами вижу, насколько это трудная и сложная задача сегодня воспитать такую армию. Чтобы только собрать их в школу или в вуз, требуется минимум 15 минимальных зарплат. Даже с приличной зарплатой депутата Государственной Думы эта задача становится сложной, а если учесть, что 40 % граждан живут в стране на 25 тысяч рублей и менее, для многих эта задача непосильная.

Если мы попробуем решить задачу в ближайшее время - в каждой семье иметь трех детей, то она должна рассматриваться следующим образом: папа должен будет содержать свою собственную жену с тремя детьми и четырех престарелых родителей. Это означает, что он один должен кормить еще 8 человек дополнительно. Это означает, что он должен при поддержке государства обязательно получить минимум высшее образование, получить первое рабочее место, классную зарплату и полный пакет социальной поддержки, начиная от рождения ребенка и кончая его последующим трудоустройством. Это означает тройную нагрузку на тот бюджет, который сегодня реально существует. Если вы посмотрите на нынешний бюджет, я хочу обратить ваше внимание, на то, что я два дня назад опубликовал в «Правде» и «Советской России» статью-анализ этого бюджета, которая называется «Проект бюджета – это саботаж посланий Президента». Ни по одному показателю, о которых говорил здесь Кириенко, этот бюджет не соответствует установкам Президента и потребностям нашей Державы. Когда вам говорят, что у нас нет денег, повторяю, это самая большая ложь на сегодня. Столько, сколько мы сегодня имеем, мы уже давно не имели. У нас 530 миллиардов долларов золотовалютных резервов. Когда был дефолт, было меньше восьми. Сегодня баррель нефти стоит 62 доллара в среднем, когда был дефолт, он стоил 12-14 долларов. Сегодня у нас есть реальная возможность использовать фонд благосостояния – более 8 триллионов, а детские пособия – жалкие гроши.

Сегодня есть полная возможность использовать ресурсы предприятий. Их более 31 триллиона, но они не хотят вкладывать в обновление производства и качественную подготовку кадров, заботу о детстве и материнстве. Но надо помнить, что народосбережение – это, прежде всего, судьба детей войны. Их было, когда мы вносили закон, 14 миллионов. Сегодня осталось 11. Чтобы им помочь, надо всего 100 миллиардов рублей. Пятый раз вносим и никак не можем провести. Недавно подробно обсуждал с Президентом эту задачу, похоже сдвинется на этой сессии, но я призываю своих коллег, потому что стыдно в глаза смотреть детям войны, у которых Гитлер отнял детство, а сегодня они влачат жалкое существование.

Для нас принципиально важно лечение больных детей. Это уродство, когда призывают по телевидению помогать больным детям, а сами сидим на огромной казне, и государство уклоняется от этой прямой обязанности. Мы должны все сделать, чтобы больные дети получали необходимую помощь.

Нужна и забота о главном труженике. Не может быть в стране хорошо и в каждой семье, если не заботиться о семи ведущих профессиях. Если есть толковый рабочий, крестьянин, будут работать заводы и вспаханы поля. Если есть умный врач и учитель, будет прекрасное новое поколение. Если есть талантливый инженер и ученый, у вас будет обязательно будущее. Если есть храбрый военный, можно спокойно жить под мирным небом. Но абсолютное большинство этих профессий, особенно учителя и врачи, брошены на произвол судьбы, и мы это видим каждый день. Для нас принципиальна экология души и экология природы. Народ формируется не на “территориях смыслов”. Он формируется на Прохоровском и Бородинском поле, он формируется, когда мы знакомимся с Ясной поляной и Спасским-Лутовиново, когда мы читаем великолепные произведения. Если за 30 лет не написали “Как закалялась сталь” и “Педагогическая поэма”, то надеяться на народосбережение будет очень сложно. Должны быть поддержаны талантливые писатели, литераторы. Должны быть созданы идеальные условия для того, чтобы они несли детям прекрасное свое литературное слово, а наша страна особенно этим отличалась всегда.

Я благодарю вас за то, что мы в главном храме страны рассматриваем эту ключевую проблему. Мы готовы к ее решению и активно поддержим все рекомендации Собора.
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе
Г. А. Зюганов
Экономика, семья, духовность


Сегодня Собор – важнейшая площадка в нашем гражданском обществе, может быть, самая духовная площадка в нашем обществе и в нашей стране, – по сути дела ставит важнейшую задачу для каждого из нас и для тысяч тех, кого нет сегодня в этом зале: для ученых, для учителей, для депутатов всех уровней, – действительно переломить тенденцию и перейти к реальному народосбережению. И мы обязаны эту задачу решить.

У нас, действительно, 40 % полезных ископаемых, всего 2 % от населения земли и, конечно, если мы не будем решать задачу, которая сегодня перед нами стоит, то, как справедливо отметил в своей программной статье «Социальная политика. Строительство справедливости для России в 2012 году» Президент Владимир Владимирович Путин, мы рискуем превратиться к 50-му году, а, возможно, раньше в пустое пространство, судьба которого будет решаться не нами. Чтобы не было таких апокалиптических прогнозов, нужно понимать, от чего зависит подлинное народосбережение. На наш взгляд, это три основных фактора, их можно упрощенно сформулировать так: экономика, семья, духовность.

Нам нужно уметь обратить наши экономические результаты на пользу каждой семье, ввести действительно реально действующие инструменты стимуляции роста народонаселения, помощи семьям в том, чтобы рождалось много детей. Для этого в последние годы сделано немало, но еще далеко не все, и поэтому те цифры, которые мы видим по народосбережению, к сожалению, отличаются от тех, которые хотелось бы видеть в этом важнейшем направлении социальной практики.

Что касается семьи, я всегда говорю, что мужчина, у которого самый близкий друг по жизни, самый близкий ему человек – это его супруга, обречен на успех в любой, даже в самой катастрофической ситуации. Это действительно так. Я думаю, что сидящие в этом зале мужчины меня поддержат.

Кроме того, мы знаем, есть такой литературный персонаж, многие его любят, который говорил: «Какая мне разница, кто против меня, когда меня поддерживает моя семья?» Действительно, сегодня то, что происходит в семье, то, что происходит дома у каждого из нас, имеет огромное значение для нашего будущего и для будущего тех, кто идет за нами. Молодые люди, которые создают сегодня свои семьи, принимают решения, как быть, сколько иметь детей, как выстраивать свою семейную политику, смотрят на нас, и сегодня ответственность каждого, кто находится на нашем Соборе, каждого, кто потом будет знакомиться с этой важнейшей проблематикой, которая сегодня обсуждается, дать примеры и объяснить важность многодетных семей. Нам, действительно, сегодня необходимо добиться, чтобы многодетные семьи стали неотъемлемой чертой российской реальности, именно сегодня, в самое ближайшее время, в самые ближайшие годы. 
Председатель Комитета
Государственной Думы
по международным делам,
Фракция ЛДПР Л.Э. Слуцкий


Объединяющей идеей должна стать новая градостроительная политика


Перед Российской Федерацией и русским народом стоят три серьезнейшие проблемы. Первая – демографическая, особенно связана с депопуляцией русского народа. Вторая – это стагнация экономики, отсутствие роста доходов населения. И третья, вытекающая из двух первых, – это снижение градуса общественной консолидации.

Если на все три проблемы посмотреть через призму государственного оптимизма и считать их не проблемами, а вызовами, то предоставляется возможность превратить их в мощный ресурс развития страны. Что для этого нужно сделать? Каким образом, спросите вы. Отвечаю. Сегодня в стране в соответствии с майским указом Президента реализуется 12 замечательных проектов, а с 1 января к ним добавится программа развития сельских территорий. На это выделяются огромные ресурсы. Если к этим ресурсам добавить объединяющую, вдохновляющую идею, то можно преодолеть не только существующие вызовы, но и в ближайшей перспективе выстроить новый процветающий облик России. И такой объединяющей идеей должна стать новая градостроительная политика.

В чем ее новизна, спросите вы. Ответ на этот вопрос дали граждане страны, которые на вопрос «В каком жилье вы предпочитаете жить» ответили: 70 % россиян хотят жить в собственном доме усадебного типа.

И самое главное, представляется возможность одновременно с массовым индивидуальным строительством жилья стимулировать и рождаемость. Например, при рождении второго ребенка в семье погашать одну треть кредита, третьего – еще одну треть, четвертого – погашать кредит полностью. Что это даст? Расчеты показывают, что при масштабе строительства усадебного жилья 500 тысяч домов в год, в десятилетнем цикле есть возможность увеличить рождаемость на один миллион детей в год и довести коэффициент рождаемости на одну женщину до 2,5 вместо 1,7, предусмотренного в национальном проекте «Демография» до 2024 года.
Государству экономически выгодно в стратегическом плане вкладывать деньги в стимулирование рождаемости. Почему? Расчет здесь банально прост. Среднестатистический россиянин производит за свою трудовую жизнь валового внутреннего продукта 60 миллионов рублей, и профинансировать всего один миллион рублей из госбюджета для того, чтобы этот среднестатистический россиянин появился на свет, очень оправданно с экономической точки зрения, не говоря уже о геополитической выгоде. 

В нашем комитете была высказана еще одна идея – идея русского миллиарда. И это вовсе не утопия. Если в каждой из двадцати пяти миллионов семей нашей страны, находящейся сегодня в детородном возрасте, будет по четыре ребенка и в последующих поколениях столько же, то ровно через 120 лет в России будет жить один миллиард человек. Чем не национальная идея на ближайшие 120 лет.
Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко

 
Это вопрос уверенности русских семей в завтрашнем дне


Увеличение рождаемости и продолжительности жизни – это вопрос уверенности русских семей в завтрашнем дне. Неуверенность заставляет семьи откладывать рождение детей, порождает стрессы, которые ведут к уменьшению продолжительности жизни и вызывает вымирание народа, как это было у нас в 90-е годы.

Уверенность в завтрашнем дне складывается из трех главных факторов. Это, во-первых, нормальная заработная плата за хороший труд, это социальные гарантии, в том числе семьям с детьми, и это денежные сбережения. В отношении социальных гарантий ситуация у нас немножко выправляется после демонтажа их 20 лет назад. Они постепенно восстанавливаются, хотя неравенство в стране остается запредельным. У нас нет никакой роскоши, во всяком случае у тех людей, которые трудятся, и по этим показателям неравенства Россия, к сожалению, одна из самых неблагополучных стран мира, что напрямую имеет огромное негативное влияние на рождаемость.

С заработной платой ситуация немножко выправляется, благодаря настойчивости нашего Президента удалось, наконец, привести минимальную зарплату к прожиточному минимуму, но до сих пор зарплата российских людей, работающих по найму, оставляет желать лучшего. У нас самый эксплуатируемый народ в мире. На один рубль зарплаты наши граждане производят в два раза больше продукции, чем в Европе или в Америке.
Председатель Социально-экономического комитета ВРНС, академик
Российской академии наук
С.Ю. Глазьев


Россию всегда держала вера


Мы сейчас говорим о народосбережении. Опять пошли миллиарды, миллионы, планы строительства. Все это, наверное, важно очень. Но Святейший Патриарх когда говорил, цифры эти опустил. Он сказал о главном: о духе, о вере. И он сказал о том, что Россия столетиями, тысячелетиями жила верой, и поэтому у нас были дети и внуки, и правнуки, и праправнуки, и нас были миллионы, и мы перегоняли всех. Рождались и рождались. Мы не говорим о вере на Соборе. В каком состоянии у нас это все? Без веры ничего не будет, братья и сестры. У меня внук в Люксембурге родился. Дочь моя в посольстве работала. Да, мы почувствовали, какая там финансовая поддержка. Но нет демографического взрыва в Люксембурге и не будет, и во Франции нет, и нигде нет.

Россию всегда держала вера, русский народ появился с православной верой. Как только мы теряем ее, мы начинаем умирать. В прямом и духовном смысле этого слова. И ничего не поможет, если мы не будем возвращаться к нашим истокам, к нашей традиции, к нашему историческому наследию. Ничто не поможет нам. Никакие вливания, никакие деньги.

Потом сбережение – это же не только рождаемость. Есть человек, а он уже не русский. Он не умер, он родился, но он не русский. Нам мало примера Украины? Карательных батальонов? Там кто воюет? Те 15 миллионов русских? Я когда жил в Харькове, учился, говорили, что 15-16 миллионов русских. Где они? Мы их потеряли. Нет народосбережения. Они живые, они еще и убивают, они воюют против своих в Донбассе, но уже не свои. Опять почему? Веры нет. Вера держит. Без веры мы опять ничего не сделаем. Надо возвращаться в Россию.

Мы появились с верой, с верой и возродимся, без веры погибнем, какие бы меры ни предлагали. И нам сейчас надо говорить, как поддержать нашу Церковь, что надо сделать, чтобы Церковь укреплялась и на международной арене. Вы посмотрите, что получается с нашими соотечественниками, выехавшими за рубеж. Где они сейчас? Они все стремятся в Церковь, неважно в Израиле или в Германии, или в Италии. Они все идут, общины растут. Люди понимают, что в этом спасение их как людей русских. Для нас русский – это, прежде всего, дух, а не кровь, спасение только там, в храме.
Исполнительный директор
общества «Двуглавый орел»,
генерал-лейтенант Л.П. Решетников


Русским не полезен либерализм


Судьба русской культуры перекликается с судьбой православия. Между ними есть глубинная связь. Сегодня и культуру, и Церковь стремятся отделить от общества. Православным целенаправленно мешают строить храмы. Это длится уже несколько лет. Борьба со строительством православных храмов приняла системный характер. Она профессионально организована, под нее создана отдельная идеология.

Показательная история в Екатеринбурге и неоднозначное поведение екатеринбургских элит. В Москве отдельные депутаты обновленной Мосгордумы приступили к борьбе против строительства храма в Афганском сквере, где ежедневно на литургии будут поминаться воины, погибшие в Афганистане и других горячих точках. Мы не можем забыть наших погибших товарищей. Мы хотим помнить их молитвенно и передать память о них нашим детям. Вы спросите, кто эти политики, которые создают антихрамовое движение в России? В первую очередь это круг “Яблоко” и Навального. Теперь часто их поддерживают коммунисты.

Недавно Владимир Путин сказал, что либерализм устарел, неадекватен задачам сегодняшнего дня и тормозит развитие. Это заявление нашего Президента вызвало волнение в кругах американских идеологов неолиберализма. Автор конца истории Фрэнсис Фукуяма приехал в Варшаву, где взамен концепции неолиберализма, которую он отстаивал в течение 30 лет, предложил новую концепцию социального либерализма. Смычка коммунистов и радикальных либералов свидетельствует о том, что сегодня формируется новая гибридная политическая сила, соответственно ей нужна новая гибридная идеология. Во время Болотной и майдана на Украине использовалась смычка либералов и ультраправых. В России сегодня это не работает, поэтому мы и наблюдаем поиск союза между радикальными либералами и коммунистами. Кроме того, действия названных политических сил порой связаны с муниципальной властью. Речь идет о пересечении интересов оппозиции и части властных элит, то есть о системе антицерковной региональной политики.

Если оглянуться в недавнюю советскую историю, то нынешняя ситуация по идеологическому содержанию и по политическим задачам весьма напоминает эпоху хрущевских гонений на Церковь. Политика того времени заключалась в том, чтобы ослабить идеологическое давление на творческую либеральную интеллигенцию. Тогда покупали их лояльность. В то же самое время тормозилось возрождение традиционного народного самосознания, которое в ту пору начало медленно оформляться. Наиболее заметно это было в появлении писателей-деревенщиков, в религиозной поэзии, живописи. В их произведениях зазвучали христианские мотивы. Одновременно началось оживление церковной жизни и не только вокруг церкви Илии Пророка в Обыденском переулке или академического храма на Водном канале, но и в глубинке. В начале 1960-х годов наблюдалось массовое закрытие храмов и ликвидация приходов. Тех самых, которые были открыты во время и сразу после войны. Хрущевские элиты опасались возникновения консолидированного православного возрождения.

Сравните с днем сегодняшним. Есть нечто общее. Творческую интеллигенцию предлагают этим законом, о котором мы говорим, вывести из-под действия моральных и социальных норм, включая 148 Закон о защите чувств верующих. В то же самое время торпедируется строительство православных храмов. Мотивация и тогда, и сегодня одна и та же: остановить процесс возникновения общин, остановить формирование гражданского общества, которое базируется на русской идентичности, не допустить возможную солидарность граждан России, помешать русским встроить христианские ценности в будущую социальную систему России. Мы объединяемся вокруг храмов, вокруг престола, вокруг мощей, на которых совершается евхаристия. Это не корреспондирует с проектом компрадорского социального либерализма, о котором говорил Фукуяма. Русским не полезен либерализм ни в консервативной упаковке, ни в социальной упаковке. Кастовая модель общества и возможность одних выживать за счет других не совпадает с тем, что написано в Евангелии. Нам нужен ценностный традиционализм, который соответствует нашей идентичности.
Председатель Комитета
по культуре ВРНС
А. В. Щипков


предоставить политическому руководству наше видение развития страны 


На следующий год в планы Собора вошла работа над тем, что должно последовать за обсуждением темы народосбережения. В том случае, если мы примем стратегию народосбережения, о которой говорил Сергей Владиленович в своем слове и основы которой нам задал Святейший Патриарх. Если мы сохранимся как народ, то нам потребуется жить с какими-то целями. И вот для определения этих целей в следующем году все наши комитеты будут работать над «Русской мечтой 2050». Это стратегия развития страны, которая по благословению Святейшего Патриарха разрабатывается в комитетах Собора ведущими экспертами. И я призываю тех, кто еще не участвует в этой работе, но участвует в работе Собора, присоединиться к этому. Потому что мы хотели бы предоставить политическому руководству страны наше видение развития страны.
Почему это делает Всемирный Русский Народный Собор? Потому что через 30 лет в 2050-м году мы не знаем, какая будет страна. Тридцать лет назад она была совершенно иной, но мы совершенно уверены, что через 30 лет точно сохранится институт русского народа, который называется Русская Православная Церковь.
Заместитель главы ВРНС
К.В. Малофеев


Андрей Платонов: «Без меня народ не полный...»


17 октября 2019 года в рамках Собора завершилась работа секции «Сбережение народа и современная культура», которую возглавили председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, член бюро Президиума ВРНС С.И. Котькало, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, народная певица России Т.Ю. Петрова. Девизом Секции стали слова Андрея Платонова: «Без меня народ не полный...»
Работу Секции открыл приветственным словом председатель Союза писателей России Николай Иванов. Выступающий подчеркнул:

«ВРНС отличается тем от множества форумов, повсеместно проводимых в разных регионах и под патронажем различных партий, монополий, министерств, даже лоббистов, что на обсуждение выносятся самые животрепещущие, глубинные темы, пронзающие нашу жизнь и напрямую касающиеся людей.
Сегодня и завтра мы будем говорить о народосбережении.

Конкретно в нашей секции — «Сбережение народа и современная культура».

Какая связь в этом словосочетании?

Есть профессия — Родину защищать.

Есть профессия — Родину развлекать.

А есть профессия — напоминать, с чего начинается Родина.

Вот я считаю, что третий посыл — он как раз для деятелей культуры и писателей в частности.

В Ульяновске в прошлом году по всему городу висели плакаты — на первый взгляд, очень наши, очень достойные: «Время читать!»

Но на встрече с губернатором я все же посмел поправить этот лозунг: нам крайне важно, ЧТО читать. И здесь мы переходим к главной теме нашего разговора — не просто о народосбережении, а о качестве нашего народа, качестве его духовного мира. А это ни много, ни мало, а вопрос духовной безопасности государства… И на знаменах у государства должно быть начертано слово не «Обогащайтесь», а «Обогащайтесь духовно»! Эти уточнения вроде незначительные, но они в корне меняют алгоритм нашего участия в любом деле».

Из резолюции Секции XXIII Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России


Близок великий праздник Победы над фашизмом. Из многих причин и уроков Победы сегодня наиболее актуальны для нас те, которые доказали свою спасительную силу в годы испытаний и борьбы. Прежде всего, это беспримерный патриотизм народа, который рождал массовый героизм и самопожертвование, как на фронте, так и в тылу. За свою малую и большую Родину отдали жизнь миллионы лучших сыновей и дочерей страны.

Не было бы общей Победы, если бы народ не сплотился в единую силу, тем самым проявив свою высокую историческую ответственность и национальную дисциплину. Мы выиграли войну с фашизмом, потому что были вместе, делили все радости и беды в дружной семье народов, побеждали единым фронтом. И культурный фронт в деле Победы играл особенную роль: писатели, музыканты, артисты, кинодокументалисты находились с самой гуще войны. Они словом и делом ободряли бойцов, а подчас и вели за собою в атаку.
Эти уроки остро современны, и мы обязаны их помнить.

Народ на собственном опыте и своим историческим чутьем осознал, что отступать дальше некуда, и необходимо ценой самопожертвования остановить беспощадного врага и отбросить его назад. На кровью политой земле был совершен национальный выбор, «было всё на кону», как сказал Александр Твардовский, — либо мы погибнем, либо победим. Или будет и дальше жить наша любимая страна, или она уйдет в темное небытие.

Историческая память действенна только тогда, когда находит свое продолжение в потомках. На рубеже веков и тысячелетий мы пережили еще одну национальную катастрофу — крушение великой страны, глубочайший экономический, социальный и морально-нравственный кризис, который продолжается и до сегодняшнего дня. (…)

Наши отцы, матери, деды и прадеды отдавали на фронте свои жизни, а в тылу — все силы, последние сбережения, принимали в свои дома беженцев, обогревали сирот. «Все для фронта! Все для победы!» — это был не лозунг агитпропа, это был призыв народного сердца. Объединенный великой нравственностью, добротой, поддерживая друг друга, наш народ победил в Отечественной войне.

И сегодня наш народ готов сделать всё для Отечества, для тех, кто попал в беду. Однако нельзя бесконечно эксплуатировать народную доброту и жертвенность. Почему сегодня миллиарды долларов уплывают из России? Почему выросла до невероятных размеров коррупция? Почему всё более доходы кучки нуворишей и разжиревших государственных чиновников в сотни, а то и тысячи раз превышают доходы десятков миллионов простых россиян? Зачем понадобилось отбирать бесплатное образование и бесплатное здравоохранение? Ведь один разворот уходящих из страны доходов оставил бы души победителей в покое.
Наш народ вновь поставлен перед историческим выбором.

Писатели России, деятели отечественной культуры, искусства и науки всегда были вместе с народом, являясь плоть от плоти его духовной и гражданской частью, его творческой составляющей. На книгах отечественной литературы воспитывались поколения российских граждан — от «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона» Шолохова, от героев Пушкина и Лермонтова до героев Николая Островского, Александра Фадеева, Юрия Бондарева и Михаила Алексеева... Музыка Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Гаврилина и Овчинникова поднимала возвышенные чувства в душе народа, а художественные полотна Пластова и Корина, Глазунова и Сидорова звали нас к новым свершением.

Сегодня мы слышим голоса представителей разных слоев народной жизни. На секции выступали священноначалие, ученые, воины, литераторы, художники, исполнители народных песен, музыканты...
Говорили откровенно о сложном и простом. Разномысленны были оценки прошлого и того, что происходит сегодня. Болью отзывались в наших сердцах свидетельства об изгнании народа с его же земли, о вымирающей деревне, о трудностях народной жизни, о подмене культурных ценностей и традиций, об уходящей памяти поколений, о культурном обнищании... Звучали голоса представителей науки и искусства с нелицеприятной критикой власти. Но, несмотря на все различия в политических взглядах, мы, участники Собора, были едины в понимании того, что у нас на всех одно земное Отечество, что от нас самих, от каждого зависит, что останется после нас и каков будет наш Небесный Град.

Предстоящее торжество Победы в Великой Отечественной войне понуждает нас оглядеться вокруг себя, помочь себе и ближнему освободиться от морока 90-х годов прошлого века, помочь Отечеству воссоздать творческую атмосферу для его будущего, основанную на принципах правды и добра, веры и справедливости, чтобы бедным вернули равные права с богатыми, чтобы каждый в стране отвечал за других, за благополучие и единство нашего народа.

Сегодня нас особенно беспокоит обострение социальных и культурных противоречий в стране, как, впрочем, и за её пределами, подвигающих народ выходить с протестами на улицы. Власть и крупный капитал перестали слышать чаянья народа, а это может подорвать всякое его доверие не только к власти, но и к самому государству...

Мы обращаемся к политическим силам с призывом помнить, что отрыв от народной жизни, снисходительное высокомерное отношение к повседневным нуждам сограждан, может не только уничтожить гражданский мир, но сказаться на выживании нации, на ее духовной независимости, что мы уже проходили в 90-е годы и преодолеваем до сих пор.

Власть сильна, когда уважает народ и поддерживается народом, когда выбирает не проекты и программы, а людей, оценивая их поступки и нравственный облик. Основой же нравственности всегда была Вера. Не только отечественная, но и мировая история убедительно показывают, что успех государственного и хозяйственного строительства, место нации в мире определяются не столько количеством материальных ценностей, не грубой физической силой, а крепостью народного духа.

Национальное созидание может совершаться только в единстве целей и задач всего народа. «Любовью и единением спасемся», — говорил преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, а за его словами мы говорим: «Народ сбережет Вера, память и культура». Потому что без каждого из нас, наших соотечественников, народ не полный.

Одолеем тьму-тьмущую


На этот раз Собор обсуждал мучительную и больную для России тему — сбережение народа, убывание русских людей, их вымирание, грозящее оголить и без того пустынные пространства России, отдать их на откуп другим цивилизациям и народам. Нет большей муки, чем жить среди своего вымирающего народа, видеть его бесплодие и нарастающее бессилие, неспособность удержать великие территории великого государства, созданного многолюдными могучими предками.

Что губит народ, что гонит русских прочь с их родимой земли? Выступления на Соборе были яркими, грозными, гремели как колокола. Хозяйствование в России ведётся уродливо и пагубно, а экономическая модель смертоносна для народа и государства. Такая модель давно отвергнута в передовых странах мира, а у нас является средством удушения народного хозяйства, источником нищеты народа и его вымирания. Выступающие говорили, что эта модель, с её исполнителями-гайдаровцами, вымывает из экономического пространства деньги, разоряет предприятия, лишает страну развития. Триллионы рублей вывозятся из России за границу. Говорилось о бесчестной политике государства, которое отнимает у народа его сбережения. Каждый раз, когда у людей возникают запасы, их тут же отбирают, и человек остаётся на мели — беспомощный и обозлённый.

Говорилось, что труд в России является низкооплачиваемым, он не кормит людей, русский человек — один из самых эксплуатируемых на Земле. Он вырабатывает огромный продукт, получая за это копейки и изнемогая от безденежья. У него нет возможности содержать семью и рожать детей. Говорилось о чудовищном неравенстве, о бедности, скудности жизни большинства людей и о безудержной роскоши, безнравственном нарочитом великолепии малой горстки стяжателей, что порождает в душах людей смуту, неверие, глухой ропот, ибо справедливое бытие есть глубинная потребность русского народа.

Говорилось про уродливое градостроительство, создание каменных мегаполисов, куда продолжают сгоняться миллионы русских людей, что оголяет провинцию. В этих мегаполисах доманебоскрёбы являются не средой обитания, а гигантскими складами, где скапливается безликая человеческая масса. И все попытки убедить власть в необходимости иной модели расселения, когда пустующая земля отдаётся людям, и народ живёт в собственных домах среди природы и родных просторов, бесполезны: эти модели отвергаются, и русский народ замуровывается в бетон, словно он — железная арматура.

Говорилось о культуре и о Министерстве культуры, что разрабатывает закон, по которому художник становится независим от государства и общества, прокламируется абсолютное право художника на полную свободу, поэтому бессчётные театры и художественные ателье, получая государственную поддержку, ставят спектакли и пишут картины, хулящие государство, унижающие русского человека, оскверняющие светоносные родники русской национальной культуры.

Отсутствие стратегической цели, будущее, покрытое тьмой, жизнь без смысла, без веры — всё это делает Россию страной, где множатся самоубийства, и Россия по числу мужских самоубийств стоит на первом месте в мире. Вернуть народу мечту, вернуть народу ощущение неба, ощущение своей неповторимости — это огромная задача, что поставлена перед Россией Господом Богом, который создал великий русский народ для великих космических целей, — об этом возглашал Собор.

Возвышенной и духовной была речь Патриарха. Замечательно выступил губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Громоподобно говорил лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Прекрасно сказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Константин Малофеев, помогающий Патриарху в делах Собора, пообещал, что следующий Всемирный русский собор будет посвящён Русской Мечте — учению лучезарной духовной цели.

Тем, кто сошёлся на Собор, было хорошо. Было много объятий, братских лобзаний, дружеских бесед. Среди мантий и ряс не чувствовали себя чужими муфтии и раввины.

В ХХ веке Россия несколько раз испытала на себе удары тьмы. Отражая эти удары, она теряла во время каждой страшной брани миллионы и миллионы своих сыновей и дочерей. Очередной страшный удар тьмы случился в конце ХХ века, когда Горбачёв и Ельцин добили Советский Союз, сделали с Советским Союзом то, чего не смог сделать Гитлер. Но и на этот раз русский народ, потеряв огромные территории, не досчитавшись миллионов своих соотечественников, отбил сгусток тьмы, создал своё государство. И сегодня Россию атакует тьма. Эта тьма врывается в наши семьи, в наши души, в наши корпорации, наши партии. Она уносит отчаявшихся, убивающих себя людей, не даёт родиться зачатым младенцам, обрекает на одиночество молодых мужчин и женщин. Русский народ по-прежнему сражается с тьмой, выполняет свою вековечную миссию — одолеть тьму, превратить тьму в свет, своим существованием, своей культурой, молитвой удержать мир от страшной погибели.
(В сокращении)

Александр Проханов


Народосбережение невозможно без адекватной информационной политики


Практически каждый молодой человек находится сегодня в информационном поле, в первую очередь в интернете, реже — потребляет информацию, транслируемую по ТВ. Проблема в том, что сегодня практически неоткуда взять положительные образы и модели, которые можно умело применить в собственной жизни. Расцвет поколения наших родителей пришелся на 90-е, а значит сопровождался неустроенностью и частыми распадами семьи. Я пошел в школу в 1996 году и прекрасно помню, что ребят из полных, неразрушенных семей в моем классе было от силы 5–6 человек. Не имея возможности воспроизвести положительный опыт, полученный дома, человек обращается к внешнему информационному полю: кино, сериалам и прочему. Стоит ли говорить о том, что продукция, в первую очередь направленная на молодежь, пропагандирует иные ценности. Семья представляется не как союз близких людей, чья любовь друг к другу делает их лучше, а как обуза и ограничение свободы человека.

Дети — не как плод любви мужчины и женщины и продолжение человека в этом, видимом, мире, а как источник вечных проблем, больших трат, испорченной фигуры у женщины и невозможности нормально выспаться.

Такие образы воспроизводятся всюду, специально подчеркиваются негативные аспекты, которые могут возникнуть в семейной жизни, и вообще никак не подчеркиваются позитивные, которые безусловно есть.
Одновременно с этим пропагандируется уже успевший стать обыденным разврат, о чем было сказано много, но мало что меняется.

Мужские и женские журналы, например, не рассказывают о том, как стать хорошими мужьями, женами, отцами и матерями, а как изменить супругу так, чтобы об этом никто не узнал и что делать, если вдруг появился «ребенок на стороне».

Создаются ложные, извращенные признаки, которыми должны быть наделены мужчина и женщина — самопожертвование заменяется гедонизмом и нигилизмом, верность — распущенностью, скромность — наглостью, список можно продолжать бесконечно.

Одно дело, когда это делается через рупоры, принадлежащие западным издательским домам, это еще как-то можно понять. У людей иная повестка, иные задачи, в их интересы точно не входит народосбережение в России. Но что делать, когда такого рода материалы распространяются через СМИ, финансируемые из государственного бюджета, то есть на наши налоги?

Одновременно с этим складывается ощущение, что демографический кризис в России рассматривается сегодня исключительно через призму экономики. Что людям нужно дать больше денег, жилье, машину, и тогда в нашей стране все тут-де станут многодетными.

Не станут. Потому что когда человеку, воспитанному только на ценностях эгоизма и потребления, дать дополнительные ресурсы, он направит их на удовлетворение собственных потребностей. Дав собственный дом и регулярные выплаты, но не обеспечив необходимой информационной средой, мы не добьемся успеха. Ярким примером тому могут стать благополучные страны северной Европы, где граждане получают значительную поддержку от государства, однако не торопятся становиться многодетными. Количество рождений на одну женщину в России и Норвегии идентичны и колеблются в районе 1,7.

Наличие крыши над головой, источников дохода, доступность медицины и образования, безусловно, важны, но не являются основополагающими.

Куда важнее является ценностный и моральный аспекты. И на этих фронтах мы, русские, терпим поражение за поражением. Достаточно сравнить показатели рождаемости на Северном Кавказе и в средней полосе России. Регионы, где население является более религиозным и укорененным в традиции, не вымирают, а наоборот, развиваются и становятся крепче. Если смотреть на русские многодетные, здоровые и счастливые семьи, в своем подавляющем большинстве это семьи воцерковленные. Но само их существование можно считать не иначе как чудом, учитывая информационный контекст, в котором мы находимся.

Государственные деньги должны тратиться на фильмы, сериалы и иную продукцию, направленную на продвижение семейных ценностей, повышение престижа многодетной семьи. А те, кто занимаются пропагандой разврата и разложения должны делать это за счет частных инвестиций, а в идеале вообще подвержены остракизму в профессиональной среде.

Это возможно. Еще 15–20 лет назад профессия военного вызывала скорее сочувствие, а сегодня это один из наиболее престижных и хорошо оплачиваемых родов деятельности. Дело не только в достойной оплате труда, но и в грамотной информационной работе.

Андрей Афанасьев,
журналист, общественный деятель
от 25.04.2024 Раздел: Ноябрь 2019 Просмотров: 929
Всего комментариев: 0
avatar