Добавлено: 27.07.2022

Духовные связи России и Афона

Освящение Всехсвятского храма в Подмосковье

25 июня 2022 года епископ Одинцовский и Красногорский Фома вместе с духовенством Одинцовской епархии совершил чин малого освящения храма Всех Святых в рабочем поселке Шаховская. В богослужении приняли участие многочисленные паломники и прихожане храма, в том числе почётные гости со Святой Горы Афон: Игорь Валентинович Фролов, помощник Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священноархимандрита Евлогия, представители монастыря, его благотворители и ктиторы: Владимир Расторгуев, Алексей Казанин, Алексей Ковалёв, Роман Грачёв, Александр Львов, Сергей Иконников и Гия Гагуа. Высокие гости со Святой Горы принесли приходу Всехсвятского храма многочисленные дары. Так, в дар общине была преподнесена икона Спасителя «Аз есмь Лоза Истинная», написанная на Афоне по образу фрески, находящейся в трапезной монастыря, стасидии, изготовленные монахами, которые позволяют буквально прикоснуться к частице афонской жизни своими руками.

Храм Всех Святых, явленных и неявленных, был воздвигнут в поселке Шаховская трудами и молитвами духовных чад современного подвижника благочестия, выдающегося московского духовника иеромонаха Павла (Лысака).

Отец Павел отошел ко Господу в начале 2019 года, а незадолго до этого благословил своим духовным чадам воздвигнуть храм в честь Всех Святых на этом месте. Строительство храма началось через несколько месяцев после его кончины и совершилось за три года. Епископ Одинцовский и Красногорский Фома вручил Патриаршие награды благотворителям прихода, строителям и жертвователям храма, Ордена «Славы и Чести» Русской Православной Церкви: Олегу Евгеньевичу Аксютину II степени и Небойше Янковичу III степени.

В ответ на вручение высоких церковных наград благотворители преподнесли в дар приходу частицу Честнаго Животворящего Креста Господня и частицы мощей святых апостолов Петра и Павла — великих святынь христианского мира, знак благословения Божьего на созидание приходской жизни.

Один из благотворителей храма — Небойша Янкович — серб по национальности, и архитектура храмового комплекса в некоторой степени включает в себя сербские балканские традиции христианского зодчества и иконописи. Особенно привлекает внимание иконостас, отделяющий алтарь от трапезной части храма. По словам Александра Солдатова, руководителя группы иконописцев, отличительной особенностью иконографии храма являются яркие краски и тона, сообщающие радость о победе Христа над смертью, о Светлом Воскресении Христовом. Преобладание теплых и ярких тонов в росписи храма как бы напоминает душе о рае, вдохновляет на борьбу со страстями и грехом в земной жизни, которая, несмотря ни на какие обстоятельства, ознаменована победой Христа над смертью.

Не случайно и то, что престол храма освящен в честь Всех Святых, как прославленных Церковью и широко известных миру, так и не известных никому, кроме Бога, неявленных подвижников благочестия. В своем восприятии церковной жизни мы часто делаем акцент на формальной стороне церковности: церковная иерархия, организационная структура Церкви, её уставная жизнь, совокупность церковных практик, видимых миру и представляющих каркас церковной жизни. Такой, условно говоря, институциональный подход к церковности дает зримые ориентиры в восприятии церковной жизни, но в то же время отводит внимание от самого главного в ней. А главным во все времена и всех ситуациях остается действие Божественной Благодати, которая ведет душу каждого человека ко спасению. В действии Промысла Божьего нет формальных рамок, они не ограничены уставом или какими-либо условностями. В благодати есть свобода и непредсказуемость, созидающая каждого христианина в живой храм Духа Святого, ведущего его к обожению. Совокупность праведников, откликнувшихся на призыв благодати живым сердцем и доброй волей и есть Церковь, созидаемая к единству Самим Богом, Церковь святых, единых в духе Любви и Истины. Таковой церковью призван быть всякий приход и всякая обитель. И совершая память всех святых, Церковь отождествляет себя с совокупностью праведников, любящих Бога и соблюдающих Его заповеди.

Поэтому представляется промыслительным тот факт, что вдохновителем строительства храма был иеромонах Павел, подвижник благочестия и великий молитвенник, духовный отец тысяч православных христиан, священник, который, по словам очевидцев, внушал любовь к благочестию и святости одним своим видом. Многим людям хватало одной встречи с отцом Павлом, чтобы их жизнь переменилась, в сердце зажегся благодатный огонек любви к Богу. Практически ежедневно отец Павел исповедовал десятки и сотни людей. К нему приходили все: от самых простых до сильных мира сего. Никому не отдавая предпочтения, отец Павел заботился только об очищении души и спасении каждого человека. Был очень строг к себе, но милостив к людям. Однако в главном никогда не шел на компромиссы с пастырской совестью. Точная подробная исповедь во всех грехах, совершение таинств с неукоснительным следованием святоотеческой практике, точное исполнение канонов — всё это служило единственной цели — освящению душ людей, доверивших отцу Павлу свою вечную жизнь.

Такой чистый огонь веры не мог не зажечь находившихся вокруг Батюшки людей. И число его пасомых всё время росло, вокруг отца Павла теплилась жизнь, а сам он везде с радостью насаждал ростки благочестивой жизни, где бы они ни находились.

Первый раз в рабочем поселке Шаховская отец Павел появился в далеком 1984 году, когда духовные чада предложили ему получить прописку в близлежащей деревне Щемелинки. Дом, в котором прописали отца Павла, принадлежал благочестивой христианке Анне Дмитриевне, дальней родственнице батюшкиных чад. Она прожила чрезвычайно долгую жизнь и доживала свой век на попечении родных. Поэтому с радостью отписала собственный дом отцу Павлу, благодаря чему у него появилось законное основание проживать в Москве и Московской области по прописке.

Отец Павел был одним из тех ревнителей благочестия, которые подверглись гонениям со стороны безбожной власти в годы атеистического режима в СССР. Будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он был изгнан из монастыря и удален из города Загорска по сфальсифицированному обвинению в нарушении паспортного режима. Тогда духовные чада отца Павла сумели оформить ему прописку в Тверской области, в городе Кимры. Однако по благословению духовников, отец Павел должен был находиться в Москве, поближе к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и к своей многочисленной пастве. Постоянное пребывание в Москве было инкриминировано как повторное нарушение паспортного режима, и отец Павел был осужден на тюремное заключение. Так что прописка в доме Анны Дмитриевны стала долгожданным выходом из сложившейся ситуации и послужила причиной прекращения открытого преследования Батюшки светскими властями.

Анна Дмитриевна была последним ребенком в многодетной семье благочестивых крестьян, окормлявшихся у афонского старца Аристоклия, причисленного Церковью к лику святых преподобного Аристоклия Московского. Отец Аристоклий прославился среди народа как добрый пастырь, духовник сотен и тысяч верующих, прозорливый старец, по молитвам которого совершались многочисленные чудеса. Он был уроженцем Урала, принял монашеский постриг и подвизался на Святой Горе Афон. Затем был назначен настоятелем подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. Спустя несколько лет отец Аристоклий вернулся на Афон, где мог стать игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря, однако по многочисленным просьбам верующих был снова направлен в Москву в 1909 году, где и продолжал своё духовническое служение вплоть до блаженной кончины в 1918 году. В этот период времени и состоялось знакомство Дмитрия и Анастасии — родителей рабы Божией Анны — со старцем Аристоклием, который стал духовником их семьи. После преставления старца в 1918 году окормлять духовных чад отца Аристоклия стал его келейник и преемник отец Исаия, направленный в Москву со Святой Горы Афон вместе со старцем в 1909 году. Отец Исаия стал также духовным отцом Анны Дмитриевны, и совершал своё служение в условиях самых жестоких гонений большевиков на Русскую Православную Церковь. Этим подвиг старцев Аристоклия и Исаии был близок подвигу отца Павла, который подобно им окормлял свою многочисленную паству в условиях постоянных гонений и притеснений, живя посреди мира, на квартирах и в домах духовных чад, сохраняя верность православию и монашеским обетам в непростых условиях тайного подвижничества.

Возможно, этим сходством духовного опыта можно объяснить тот факт, что отец Павел имел тесную молитвенную связь со Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне, хотя ни разу в нем не бывал. После преставления отца Павла в его синодике нашли имена не только братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, но и братии Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также известно, что часть братии считала отца Павла своим духовным отцом, несмотря на разделявшее их расстояние.

В 1997 году в Шаховской был освящен храм Новомучеников и исповедников российских, ныне малый храм на территории Всехсвятского прихода. Настоятелем храма стал игумен Андрей (Боцаценко), духовное чадо отца Павла. С этого момента началось созидания приходской жизни в рабочем поселке Шаховская. На месте, на котором ранее никогда не было православного храма. Интересно, что иконы в алтаре малого храма, в том числе икона великомученика и целителя Пантелеимона, также пожертвованы русским Свято-Пантелеимоновым монастырем Святой Горы Афон.

В январе 2019 года иеромонах Павел (Лысак) отошел ко Господу. Незадолго до смерти он благословил проект храма Всех Святых в поселке Шаховская и поручил строительство своим духовным чадам.

В июне 2019 года произошла закладка камня в основании будущего храма.

В апреле 2022 года епископ Одинцовский и Красногорский Фома назначил настоятелем храма протоиерея Александра Ковтуна, который также долгие годы был духовным чадом отца Павла.

Поклонный крест на территории храмового комплекса содержит надпись, в которой говорится о совершении строительства храма в память об иеромонахе Павле (Лысаке) его духовными чадами.

Малое освящение храма Всех Святых в поселке Шаховская стало новой вехой и в жизни приходской общины, и в жизни всего поселка, ибо дорога к новому храму должна стать дорогой к святости и спасению для каждого его прихожанина и для каждого жителя Шаховской.
от 29.03.2024 Раздел: Июль 2022 Просмотров: 952
Всего комментариев: 0
avatar