– Этот праздник, вместе с праздником Рождества, одновременно с которым он и отмечался в древности, свидетельствует о величайшей истине Божественного Откровения — о том, что Бог явился в мир. И не просто коснулся Духом Своим особо выдающихся, просвещенных
![](/img/3/patrBogoyavlenie022012.jpg)
Все это стало возможным именно потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый темной диавольской силой, не сумел достичь победы. Ибо Христос, Сын Божий, став Сыном Человеческим, одержал победу над грехом, над злом. Он прошел жизненный путь, который был предназначен каждому человеку, — путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении Своей воли с Его волей, в Самом Себе полностью осуществив Божественный замысел о человеке.
Грех, не единожды побежденный, уже побежден; какие бы временные победы над людьми он ни одерживал, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека заключается в том, чтобы не допустить господства греха и диавола над всем родом человеческим. Даже если по слабости люди сдают свои позиции перед искушениями и соблазнами, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек остается действительно свободным, потому что живет в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю диаволу и греху.
Это очень непросто — быть островом, когда вокруг бушует море, пытающееся его разрушить или поглотить. Но Сам Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18); а это значит, что никогда не исчезнет Божия правда из человеческой жизни, никогда не
![](/img/3/oMatfey022012.jpg)
Не случайно, что в день Богоявления мы освящаем воду — как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И мы знаем, что сия святая вода обретает совершенно особую силу — силу исцеления и вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которая действует вне зависимости от воли человека, — это благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и главу сердца своего преклоняем пред Господом.
Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. Мы не можем отнестись к этой воде, как к некоему необходимому товару. Иногда в храмах после освящения воды люди пытаются как можно быстрее почерпнуть ее, шумят, иногда даже обижают друг друга, привнося зло и неправду в то место, где Божественная благодать соприкоснулась с нашей жизнью. Такое поведение является кощунством, за которое Бог наказывает, так что и святая вода в руках кощунствующего человека перестает быть святой, теряя свою силу. Ведь святая вода ни на кого не действует магически — она остается святой только в руках того, кто верит, кто волю свою стремится подчинить воле Божией, кто исповедует свои грехи и кто ясно чувствует Божие присутствие в своей жизни.
Вот почему важно, чтобы и в стране нашей Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь нередко погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а лишь в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим, почувствовав не только физическую бодрость организма, но и освящение своей души, бодрость и силу духа. Тогда этой зарядки духовной, Божественной, хватит надолго.
Пусть Господь поможет нам силой Своей благодати хранить веру, хранить Божий закон в своих сердцах, сопротивляться греху и лжи в нашей жизни, преодолевать неправду, стоять крепко на том фундаменте, на котором Бог возжелал поставить нас, — на фундаменте веры, на камне Церкви (см. Мф. 16:18). И верим, что силой Божией преобразуется наша жизнь, жизнь нашего народа, что множество людей, готовых идти за Христом, сохранят в современной человеческой цивилизации остров духовной свободы, став свободными от пленения греху.
![](/img/3/molitva022012.jpg)
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси